Время раздавать деньги
Как уральские банки реанимируют рынок потребительского кредитования
После вынужденной стагнации на рынке, продолжавшейся до марта, уральские банки вновь активизируют выдачу кредитов населению. Кредитные организации уже понизили ставки и запускают линейки новых предложений. Аналитики считают, что при удачном стечении обстоятельств в 2015 году объем выданных кредитов может составить 70% объема 2014 года. Главными драйверами рынка станут зарплатные проекты и ипотека.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с начала 2015 года количество заявок на кредиты снизилось на 51% по сравнению с февралем 2014 года. Сильнее всего пострадал сегмент ипотечных кредитов: спрос снизился на 72% по сравнению с февралем 2014 года, хотя на протяжении всего прошлого года этот сегмент демонстрировал рекордные темпы роста. Значительно пострадали сегменты кредитов наличными и кредитных карт: спрос снизился на 55% и 42% соответственно. «Мы продолжаем наблюдать последствия повышения ключевой ставки ЦБ (в декабре прошлого года до 17%), которое отразилось на ставках по кредитам. Заемщики не торопятся брать кредиты под высокие проценты в условиях неопределенности, а в банки обращаются только те, кто действительно нуждается в этом. Снижение кредитной активности населения и как следствие сокращение темпов роста портфелей банков может в перспективе привести к значительному росту просроченной задолженности в течение года», — отмечают в ОКБ. По данным бюро, жители Урала в целом обслуживают свои кредиты хуже среднего по стране. Доля просроченных кредитов в феврале 2015 года составила 19,4% от общего количества активных кредитов (среднее значение по стране — 17,07%). Самый высокий уровень просроченной задолженности традиционно наблюдается в сегменте беззалогового кредитования. В сегменте кредитов наличными просрочка составляет почти 21% (среднее значение — 19,2%), в сегменте кредитных карт — 19% (среднее значение — 15,4%). «В 2015 году рынок будет учиться жить в новых макроусловиях, которые образовались после декабря прошлого года. Фактически в начале года рынок кредитования был парализован и сейчас он постепенно начинает оживать на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ РФ», — говорит аналитик «Финама» Антон Сороко.
Сознательное снижение
Руководитель дирекции развития бизнеса с физическими лицами Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Елена Бабина рассказала, что объем выдачи кредитов в январе 2015 года к январю 2014 года в банке упал на 45%. «В январе 2015 года мы подняли ставки по всем программам кредитования, отреагировав на возросшую стоимость ресурсов. Другие условия по программам не ужесточались», — говорит она. За последние три месяца значительно сократили объемы кредитования физлиц в банке «Кольцо Урала». «С одной стороны, после повышения ключевой ставки ЦБ в декабре мы увеличили ставки по кредитам, с другой — ужесточили требования по риск-профилю клиента. Тем самым мы заложили в риск-профиль заемщика свои ожидания и опасения по поводу того, что ситуация с доходами физических лиц в ближайшей перспективе улучшаться не будет», — отмечает заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев. По его словам, банк сознательно увеличил число отказов и сократил объемы кредитования (порядка 15% в январе-феврале). В четыре раза сократилось число заявок на потребительские кредиты в Уральском банке Сбербанка. Председатель правления банка Владимир Черкашин пояснил, что состояние экономики подтолкнуло кредитную организацию к более строгой модели выдачи кредитов. «Уровень одобрения по потребительским кредитам, по сравнению с максимальными значениями прошлого года, сейчас снизился на 12% и составляет 38% по Уральскому региону. Уровень одобрения по Свердловской области чуть выше, чем в целом по УрФО, и составляет 40%», — говорит он. «ВУЗ-банк не приостанавливал кредитование. Мы снизили максимальную сумму выдачи в целях уменьшения кредитных рисков (до 200 тыс. рублей. — „Ъ”). Оттока клиентов в части кредитных заявок мы не фиксировали. Многие банки заморозили кредитные программы, поэтому предложений на рынке стало меньше. В настоящее время у нас достаточно большое количество отказов в силу закредитованности заемщиков», — рассказал председатель правления ВУЗ-банка (финансовая группа «Лайф») Андрей Золотухин. В начале года кредитные ставки у банка начинались с 30% годовых, сейчас снижены на 1-2%.
«СКБ-банк выдает потребительские кредиты в обычном режиме, банк не останавливал кредитование физических лиц, выдав им в четвертом квартале 2014 года более 3,2 млрд рублей кредитов», — сообщил директор департамента кредитных продуктов СКБ-банка Василий Кочнев. В прошлом году после повышения ключевой ставки, по его словам, работа банка по оценке финансового положения заемщика позволила увеличить ставки по потребительским кредитам, не ужесточая требований к заемщику и не останавливая кредитование. «Январь, как правило, является месяцем затишья на потребительском рынке. Но уже в феврале на рынке началось оживление, которое продолжается и сейчас. Этому способствует, во-первых, субсидируемая государством ипотека, во-вторых, снижение ключевой ставки (сейчас 14%) и, в-третьих, активные действия банков, «размораживающих» кредитование, предлагающих новые интересные продукты», — пояснил господин Кочнев.
Кредитная весна
В марте, как утверждают участники рынка, объемы кредитования вновь начали расти. «После завершения периода стагнации клиентопоток начал восстанавливаться, рост составил 16%, процент отказов практически не изменился в сравнении с декабрем 2014 года — не более 5%», — отмечает Елена Бабина. Андрей Золотухин ожидает, что в марте в сравнении с февралем объем кредитования удвоится. По данным СКБ-банка, на 20 марта поступило на 55% больше заявок, чем за весь март 2014 года. «Можно утверждать, что в марте 2015 года банки активизировались. Ситуация с пассивами с декабря 2014 года заметно стабилизировалась. Банки за время стагнации провели ревизию кредитной и ценовой политики в связи с возросшей стоимостью ресурсов и приняли решение, какие сегменты и по какой цене они теперь смогут кредитовать, — говорит Елена Бабина.
По ее словам, банки начали кредитовать, чтобы как минимум отработать проценты по вкладам, привлеченным у населения в декабре 2014 года —феврале 2015 года под высокие ставки. Однако госпожа Бабина уверена, что темпы роста розничного кредитования будут сдержанными. «У УБРиР есть большие планы по внедрению новых программ кредитования и сервисов: новые кредитные программы носят адресный характер, направленный на определенный сегмент, а сервисы все более перемещаются в дистанционные каналы, позволяющие повысить эффективность бизнеса», — рассказывает Елена Бабина. СКБ-банк в первом квартале 2015 года снизил ставки по всей линейке потребительских кредитов и повысил максимальную сумму кредита. Если в январе-феврале ставка по кредитам в банке составляла от 27,9% годовых, то с марта банк кредитует по ставкам от 19,9% годовых. Кроме того, банк повысил сумму кредита, которую заемщик может получить без предоставления справки о заработной плате — сейчас она составляет 180 тыс. рублей. Участники рынка полагают, что одним из основных драйверов для кредитования станут зарплатные проекты. Например, УБРиР отдает предпочтение проверенным категориям заемщиков: это клиенты с положительной кредитной историей и зарплатные клиенты (для них ставка составляет 19,9%). СКБ-банк также планирует выпустить новый продукт — кредитную карту, предназначенную специально для держателей зарплатных карт. Василий Кочнев уверен, что это направление с минимальными для банков рисками. «В условиях отмены „зарплатного рабства” рынок оживится, банки будут предлагать компаниям интересные условия по зарплатным проектам, повысится уровень сервиса, будут меняться тарифы. Мы также готовим комплексное предложение по зарплатным проектам, которое будет интересно как компаниям, так и их сотрудникам», — пояснил он, добавив, что еще одним драйвером будет ипотека. «Субсидирование государством процентной ставки по ипотечным кредитам — это мощный стимул для развития этого направления, важного и для банков, и для их клиентов», — считает он. С ним согласны и другие участники рынка. «Снижение ключевой ставки, стабилизация курса рубля. Рынок стал менее агрессивным, есть потенциал к дальнейшему снижению стоимости кредитов. Мы прогнозируем увеличение спроса со стороны населения. После простоя банки выходят на кредитный рынок, и кто быстрее и активнее это сделал, тот сможет рассчитывать на более существенную его долю», — отмечает Андрей Золотухин, добавляя, что ВУЗ-банк планирует вывод на рынок новых программ, а также намерен вслед за рынком снижать кредитные ставки.
«Кольцо Урала» разрабатывает ряд новых залоговых продуктов, запуск которых планируется осуществить на рубеже второго-третьего кварталов. «Кредиты под залог транспорта, недвижимости, иного имущества — наименее рисковые для банка, и в текущих условиях мы имеем возможность выдавать их по максимально низкой ставке из возможных», — говорит Константин Богатырев. По его словам, банк готов снижать ставки по кредитам, как только на рынок вернется конкуренция. «Не думаю, что какой-то вид продукта в 2015 году покажет положительную динамику. В текущих условиях портфели будут сокращаться, и положительной динамики мы не увидим даже по ипотеке», — считает господин Богатырев.
Конкурентная среда
Банкиры признаются, что заемщиков с низкой кредитной нагрузкой, хорошей кредитной историей и высоким доходом на рынке немного. Вторым ограничителем активности является уровень достаточности капитала банковской системы. На фоне негативных ожиданий банки планируют больший объем убытков и стремятся меньше загружать свой капитал. «Полагаем, что кредитные организации станут чаще сотрудничать с коллекторскими агентствами, чтобы, во-первых, не содержать большой штат сотрудников по работе с просроченной задолженностью (цель — сокращение операционных издержек), а во-вторых, улучшить собственный баланс, чтобы соответствовать требованиям ЦБ РФ», — говорит Антон Сороко. Первый заместитель председателя правления Локо-банка Ирина Григорьева уверена, что нарастить объемы кредитования для банков реально. «При оптимистичном развитии рынка в 2015 году мы увидим объем выдач на уровне 70% от объема 2014 года», — говорит она. При этом она отмечает, что большинство портфелей 2012-2013 годов и первой половины 2014 года «уже вызрело», и скорее всего темпы роста просрочки перейдут к этапу стагнации уже к концу 2015 года.