Hyundai расширит экспорт
за пределы СНГ
Петербургский завод Hyundai намерен диверсифицировать географию экспорта собираемых в городе Hyundai Solaris и Kia Rio. Компания подала заявку на получение сертификата происхождения продукции для экспорта авто за пределы СНГ. На фоне падающего спроса внутри России и другие автоконцерны проявляли интерес к расширению экспорта, но до сих пор дальше разговоров никто не продвинулся.
ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" намерено расширить географию экспорта автомобилей, собираемых на мощностях петербургского автозавода. Как рассказал "Ъ" председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин, автоконцерн подал заявку на получение сертификата происхождения продукции, необходимого для экспорта за пределы стран СНГ. По его словам, поставки могут начаться уже летом.
Завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" открылся в Петербурге в сентябре 2010 года. Производственные мощности завода составляют 220 тыс. автомобилей в год, и сегодня предприятие работает на пределе возможностей. В процентном соотношении выпускаемые на заводе Hyundai Solaris и Kia Rio составляют 60% и 40% соответственно. В феврале 2015 года компания анонсировала расширение модельного ряда на своем заводе в Петербурге. В 2016 году автоконцерн рассчитывает начать производство нового компактного кроссовера. По сведениям "Ъ", новой моделью станет ix35, продажи которой в 2014 году выросли на 3%, до 34,8 тыс. авто.
В пресс-службе предприятия сообщили, что пока не готовы раскрыть информацию о расширении географии экспорта: вопрос еще на стадии переговоров. По итогам прошлого года завод отправил на экспорт 25,7 тыс. автомобилей, из них 11,4 тыс. Kia Rio и 14,3 тыс. Hyundai Solaris. Основным рынком экспорта в прошлом году был Казахстан. В компании подчеркнули, что потенциальное расширение географии экспорта не означает увеличения его объемов, так как в первом квартале 2015 года наблюдалось сокращение экспортных заказов со стороны текущих партнеров.
Генеральный директор агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин констатирует, что для "настоящего" экспорта, вне пределов СНГ, необходимо предложить конкурентоспособный по цене продукт. "Видимо, в планах Hyundai в ближайшие год-два дальнейшее увеличение локализации производства, что позволит выходить на зарубежные рынки с адекватным прайс-листом. Среди стран, в которые могут осуществляться поставки, интересными являются территориально близкие к Петербургу, например Финляндия. Кроме того, интерес представляют страны, где местный рынок автомобилей растет — скажем, Иран в 2014 году вырос на 25 процентов по сравнению с 2013 годом", — рассуждает господин Чаплыгин.
По итогам прошлого года, согласно данным АЕБ, автомобили Solaris и Rio заняли второе и третье места соответственно по объему продаж в России. Эти модели уступили в рейтинге только отечественной Lada. За 2014 год в стране было продано 114,6 тыс. Solaris и 93,6 тыс. Rio против показателей 113,9 тыс. и 89,8 тыс. в 2013 году.
На фоне падающего спроса на автомобили внутри России об экспорте говорили и другие участники петербургского автокластера. Так, Nissan выражал интерес к экспорту собираемых в Петербурге Nissan X-Trail, Teana, Murano, Pathfinder, а также, в перспективе, Qashqai.
Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков полагает, что для автопроизводителей с локализацией производства в России станет довольно выгодно загрузить мощности своих заводов моделями для экспорта в другие страны. "По итогам февраля в России спрос на новые автомобили сократился на 37 процентов. В Казахстане, где Hyundai удерживает позиции второго по объемам продаж игрока рынка после "АвтоВАЗа", за аналогичный период рынок сократился на 17 процентов, продажи Hyundai при этом выросли на аналогичные 17 процентов. Решение об экспорте произведенных на территории России автомобилей позволит не только загрузить мощности компании, но и обеспечить высокий уровень продаж в условиях спада в СНГ", — говорит господин Ермаков.
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры" Ольга Дученко отмечает, что у завода могут возникнуть сложности с экспортом за пределы СНГ из-за длительных и чрезмерно сложных процедур экспортного контроля и таможенного оформления.