"Пить стали больше для снятия стресса, в том числе и за рулем"

Эксперты о судьбе промилле

В Госдуме предлагают вернуть нулевое промилле для водителей. С инициативой выступила глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. В ближайшее время предложение направят на рассмотрение правительства. Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

По словам госпожи Яровой, отмена "сухого закона" привела к росту числа ДТП с участием пьяных водителей. Число погибших в таких авариях увеличилось на 47%. Несогласие с ее позицией высказали в ЛДПР, КПРФ, а также единоросс, лидер "Автомобильной России" Вячеслав Лысаков.

— Ваше мнение по поводу возвращения нулевого промилле? Много дискуссий было, когда его отменяли, когда вводилось минимальное значение, теперь решили вернуть. Нужно это или нет?

— Дело в том, что отменяли нулевое промилле, в том числе, по причине того, что на этой норме разросся огромный коррупционный монстр. Мне кажется тонким издевательством, что госпожа Яровая, которая ратует за нулевое промилле, которое породило невероятно огромную коррупцию, миллиарды рублей ежемесячно перекочевывали из кармана водителей, которых подставляли на дорогах опытные инспекторы ГИБДД, в их карман, и дальше вверх по вертикали. А Яровая как раз занимается противодействием коррупции — замечательно. Но дело в том, что госпожа Яровая опирается на несколько ложную интерпретацию статистики ГИБДД, которая попала к ним в руки. Она просто не умеет работать с цифрами.

— А вы эту статистику видели? Вы знаете эти цифры?

— Более того, я писал несколько аналитических материалов на основе этой статистики и могу сказать следующее: действительно, в последнее время наблюдается рост числа и смертности, и числа аварий с участием водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, но это связано с несколькими факторами, которые не имеют отношения к нулевому промилле. Первый фактор заключается в том, что у нас в стране кризис, экономический кризис, параллельно идет, опять же, "атмосфера ненависти".

— Пить стали больше, в том числе и за рулем — в этом вся проблема?

— Конечно, пить стали больше для снятия стресса, в том числе и за рулем. Но увеличению статистики также поспособствовал тот факт, что ГИБДД изменила правила учета пьяных водителей в ДТП с жертвами, и сейчас, с конца 2013 года, тогда, когда мы наблюдаем рост числа зарегистрированных случаев, абсолютно все водители продуваются без исключения в случае, если в ДТП нанесен вред здоровью. Естественным образом это начало увеличивать число выявленных случаев такого легкого алкогольного опьянения.

— А в этой статистике речь идет о водителях, у которых был обнаружен алкоголь на уровне 0,3 промилле, или больше?

— Это больше, безусловно, все эти водители — это водители, у которых было обнаружено больше 0,3 промилле, но я, опять же, подчеркну, что этот рост связан с тем, что ГИБДД до 2014 года не продувала в обязательном порядке водителей, которые попали в ДТП, где был нанесен вред здоровью, водитель мог от этого отказаться. А с 2014 года, когда цифры пошли вверх, они начали это делать. И госпожа Яровая, призывая вернуть нулевое промилле, не понимает, что эти вещи никак между собой не связаны.

— Скажите, почему тогда решили вернуть, только опираясь на эту статистику, или здесь есть еще какая-то логика?

— Я думаю, что кто-то являлся бенефициаром тех самых миллиардов, десятков миллиардов рублей, которые вымогались на основе этой нормы нулевого промилле, и этот человек или эти люди, безусловно, не самые последние в нашем государстве, хотят вернуть себе эти денежные потоки.

— Это какой-то мировой заговор, получается. Целая преступная группировка.

— Я вам говорю абсолютно точно, что миллиарды рублей ежемесячно, на полном серьезе, это гигантский денежный поток.

— Наверняка там есть какая-то коррупционная составляющая, просто с единым центром, получается, с бенефициаром конкретным.

— Я думаю, что там 99-процентная коррупционная составляющая. Вы, надеюсь, не настолько наивны, чтобы думать, что государство хочет сохранить нам жизни. Я вас умоляю, конечно же, на первом месте стоят деньги, но не просто деньги, а колоссальные деньги, и это основа.

— Напомните, пожалуйста, технический момент, 0,3 промилле — это вообще сколько? Это когда кефир выпил или это бутылка пива, как материально выражается?

— Если большинство людей с нормальным весом и нормальным метаболизмом, пищеварением выпьет бутылку пива, то эта норма не защищает водителя от того, чтобы его приняли по пьяной статье. Но это, наверное, максимум, что можно выпить, и не попасть. Если человек выпивает больше, если у него уже какие-то начинаются проблемы с пищеварением, еще с чем-то, в этом случает его ждет строгое наказание — лишение прав.

Говорить, что эти 0,3 промилле на что-то повлияли, конечно, абсолютная глупость. Наоборот, они сделали управление автомобилем более спокойным, что называется, без стресса для сотен тысяч водителей, которые вынуждены принимать спиртосодержащие лекарства. Ведь раньше огромное количество водителей возило с собой справки о том, что им прописаны спиртосодержащие лекарства, но суды все равно их лишали прав, а гаишники все равно вымогали с них деньги.

Вся лента