Сергей Лавров постоял в Латинской Америке в многосторонке

Глава МИД РФ завершил турне по дружественному континенту

Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера в Гватемале встретился с министрами иностранных дел стран--членов Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), завершив турне, в ходе которого посетил как традиционных союзников Москвы — Кубу и Никарагуа, так и Колумбию, которую больше называют партнером США. Впрочем, заявления по итогам переговоров в каждой из стран доказывают, что подходы РФ и Латинской Америки к международным проблемам совпадают едва ли не полностью: участники встреч неизменно говорили о неприемлемости эмбарго в отношении Кубы и санкций против других стран, а также вмешательства США во внутриполитические проблемы Венесуэлы. С подробностями из Гватемалы — корреспондент "Ъ" ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.

Фото: EPA/ТАСС

Вчерашний день начался для Сергея Лаврова переговорами с гватемальским президентом Отто Пересом. Министр напомнил, что именно в Гватемале Сочи был провозглашен столицей Олимпиады-2014 — событие, которое, по словам господина Лаврова, стало "символом сближения наших народов, наших стран". Затем глава российской дипломатии встретился с гватемальским коллегой Карлосом Моралесом, а центральным событием дня (а возможно, и всего турне) стали переговоры с министрами иностранных дел стран Центральноамериканской интеграционной системы (Белиза, Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Никарагуа, Панамы и Сальвадора).

Собеседник "Ъ" в российской делегации накануне встречи утверждал, что "многосторонний диалог может подкрепить двустороннюю повестку дня" в отношениях со странами региона, однако признавался, что конкретные области сотрудничества в таком формате еще предстоит определить. Другой источник "Ъ", близкий к делегации РФ, упомянул об одном из возможных преимуществ: Москва экспортирует в страны региона практически одно и то же, так что выгоднее было бы возить сырье "не контейнерами (для отдельных государств.— "Ъ"), а кораблями". Странам Центральной Америки же, по словам собеседника "Ъ", интересно через Россию "выходить на другие рынки, например, государств Евразийского экономического союза". Одним из главных аспектов сотрудничества с ЦАИС собеседники "Ъ" называют совместную борьбу с преступностью и наркомафией: еще в 2012 году на базе никарагуанской академии были запущены курсы ФСКН РФ по тренировке полицейских из стран региона, а теперь Москва планирует открыть в Манагуа свой региональный учебный центр.

На переговорах с министрами иностранных дел стран Центральной Америки Сергей Лавров выразил заинтересованность в "установлении эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с ЦИАС" и передал генсеку организации обращение о намерении РФ "начать процесс присоединения" к ней в качестве внерегионального наблюдателя. Министры отметили важность продолжения интеграции Центральноамериканского региона, которая должна способствовать его "дальнейшему превращению в зону мира, свободы, демократии и развития".

В ходе своего турне Сергей Лавров помимо Гватемалы посетил еще три страны — Кубу, Колумбию и Никарагуа. Политическая ориентация этих государств различна, но все они занимают позицию, которая Москву не может не радовать. Так, на пресс-конференции по итогам переговоров на Кубе Сергей Лавров и зампред совета министров республики Рикардо Кабрисас говорили о том, что между станами установилась давняя и искренняя дружба, которую подкрепляют как экономические проекты, так и позиция по внешнеполитическим вопросам. В Москве не забыли, что Куба была одной из 11 стран, не поддержавших резолюцию Генассамблеи ООН "Территориальная целостность Украины" с жесткой критикой России за крымский референдум. Гавана также однозначно выступает против санкций в отношении РФ — "аморальных и несправедливых".

Сергей Лавров, в свою очередь, регулярно вспоминал о Кубе во время всего турне: о необходимости отмены эмбарго США в отношении острова он говорил не только в Гаване, но и в Колумбии и Никарагуа. Впрочем, необходимости в этом, по сути, не было: начиная с 1992 года Генассамблея ООН принимает резолюции в поддержку отмены режима санкций, против чего из года в год выступают лишь две страны — США и Израиль.

Второй сквозной темой турне стала ситуация в Венесуэле. Наиболее откровенно по этому вопросу высказался после переговоров с господином Лавровым президент Никарагуа Даниэль Ортега. "США пытались осуществить госпереворот во время правления Уго Чавеса. Они называли его нелегитимным президентом. Попытки осуществить переворот предпринимаются и сейчас, во время правления Николаса Мадуро",— заявил бывший революционер, предъявив также США обвинения в "намеренном создании очагов напряженности". В ответ Сергей Лавров процитировал едва ли не самого уважаемого в Латинской Америке (во всяком случае, в странах левого толка) человека — борца за независимость испанских колоний Симона Боливара: "Каждый народ имеет право определять формы государственного устройства, а другие должны это право уважать". И господин Лавров, и товарищ Ортега знали, к кому были обращены эти слова.

Вся лента