Сбились с настройки
Чемпионы Европы Юко Кавагути—Александр Смирнов остались в Шанхае без медали
Ни одна из трех российских пар не смогла вчера вмешаться в розыгрыш первого комплекта наград на чемпионате мира по фигурному катанию в Китае. Золото ожидаемо получили канадцы Меган Дюамель—Эрик Рэдфорд, серебро и бронзу — китайские дуэты Пан Цин—Тун Цзянь и Суй Вэньцзин—Хань Цун соответственно. Лучший из трех российских дуэтов, чемпионы Европы нынешнего года Юко Кавагути—Александр Смирнов по результатам произвольной программы опустились с четвертого места, которое занимали после короткого проката, на пятое.
Первая на чемпионате мира российская пара Юко Кавагути—Александр Смирнов только по недоразумению осталась в среду на чемпионате мира без малой медали, поскольку короткая программа воспитанникам Тамары Москвиной удалась. Лучшая в сезоне оценка — 71,59 балла — тому подтверждение. И не их вина, что судьи, кроме заведомых лидеров канадцев Меган Дюамель—Эрика Рэдфорда, поставили вперед еще и две китайские пары хозяев льда Пан Цин—Тун Цзянь и Суй Вэньцзин—Хань Цун. Пары, надо отметить, крепкие, но прокаты они продемонстрировали ничем не лучшие, чем тот, что мы увидели в исполнении россиян. Шанс отыграть у китайцев хотя бы одну позицию и получить бронзу у Юко Кавагути и Александра Смирнова, таким образом, оставался. При условии, конечно, если бы и здесь они откатали свою потрясающую произвольную программу под музыку симфонии Петра Чайковского «Манфред» так же вдохновенно, а главное, безошибочно, как на чемпионате Европы в Стокгольме. Но не получилось.
В начале программы партнер недокрутил один оборот в параллельном тройном тулупе, а затем две ошибки допустила партнерша. Сначала Юко Кавагути смазала выезд из четверного выброса сальхов — коронного элемента пары, а затем упала с тройного выезда ритбергер. «Главная причина случившегося — в том, что я неправильно настроился на сегодняшнюю программу. Настраивался на борьбу за медали, а не на катание и элементы,— самокритично заявил Александр Смирнов.— А еще я почувствовал, что перегорел: боролся буквально за каждый элемент, потому что физически мне сегодня было очень тяжело. Но главное — все-таки сбился с настройки. Очень обидно, что именно на чемпионате мира мы смазали впечатление о себе. Юко очень расстроилась из-за того, что не устояла на втором выбросе. В общем, каждый из нас допустил ошибки, которые и не дали нам, в конечном счете, возможности бороться за медаль».
Но больше всех была расстроена, конечно же, Тамара Москвина. Обычно не отказывающая журналистам в комментариях, на этот раз она прошмыгнула мимо, бросив на ходу лишь два слова: «Мы старались…» Правда, Юко Кавагути, по чьему мнению, к каждому их с партнером старту они в этом сезоне готовы даже не на сто, а на двести процентов, пообещала реабилитироваться на предстоящем вскоре в Японии командном чемпионате мира. «Сдаваться нельзя, нужно продолжать работу. Я хочу кататься чисто. Да, и просто кататься еще хочу. Для нашего тренера Тамары Николаевны Москвиной, для наших болельщиков,— сказала фигуристка.— Сейчас у меня тяжело на сердце, отчего вернуться в Санкт-Петербург будет очень сложно. Но я рада за Лизу Туктамышеву (выполнив самый сложный в женском катании прыжок, тройной аксель в три с половиной оборота, она утром выиграла короткую программу.— “Ъ”). Вот так надо кататься! А сегодняшнюю неудачу необходимо преодолеть и пережить. На командном чемпионате мира перед японской публикой мы просто не сможем выступить плохо».
Зато у нас подрос замечательный резерв, что здесь доказали дебютировавшие на чемпионате мира Евгения Тарасова—Владимир Морозов и Кристина Астахова—Алексей Рогонов, с хода ворвавшиеся в элиту мирового парного катания, показав шестой и десятый результат соответственно. Строго говоря, Евгения Тарасова—Владимир Морозов, которых к нынешнему сезону в группе Нины Мозер готовил знаменитый немецкий фигурист-парник Робин Шолковы, на международном льду уже не новички. Чуть менее двух месяцев назад они уверенно взяли бронзу на чемпионате Европы в Стокгольме, а сейчас уже, можно сказать, во весь голос вновь заявили о себе, выдав два практически безупречных проката. Правда, в их арсенале пока что нет ни четверных подкруток, которыми владеют китайские дуэты, ни еще более сложных в техническом отношении четверных выбросов, которыми регулярно козыряют Юко Кавагути—Александр Смирнов и ставшие здесь впервые чемпионами мира канадцы Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд. «Выброс мы отложим до лучших времен, поскольку при нашем амплитудном катании этот элемент чреват серьезными травмами, а вот тренировать четверную подкрутку начнем уже вот-вот»,— проинформировал Владимир Морозов.
Кристину Астахову и Алексея Рогонова, выступающих вместе всего десять месяцев, в состав сборной включили вместо прервавших неудачный для них сезон олимпийских чемпионов в команде Ксении Столбовой—Федора Климова. В короткой программе партнерша упала при приземлении с тройного выброса, и пара стала тринадцатой. Но удачный прокат произвольной программы позволил воспитанникам Артура Дмитриева замкнуть в итоге десятку сильнейших. «То, что ребятам удалось сделать сегодня, это уровень Героев Советского Союза. Я не шучу: за короткий срок они сделали в своем развитии огромный шаг вперед. Ведь практика показывает, что пара считается по-настоящему сложившейся только после трех лет совместного катания»,— сказал Артур Дмитриев, подчеркнув при этом, что в основе его тренерской деятельности заложена система Тамары Москвиной, дважды приведшей к верхней ступени олимпийского пьедестала его самого.