Приватная расточительность
на правах рекламы
Прошлогоднее увольнение двух губернаторов «по утрате доверия», как сказал в интервью глава администрации президента Сергей Борисович Иванов, недавний арест главы Сахалинской области Александра Хорошавина, подозреваемого в коррупции при госзакупках, настоятельный призыв президента РФ к борьбе с коррупцией вдохновили бизнес-сообщество и общественность Тамбовской области на новый виток борьбы за законность и справедливость. До сих пор, несмотря на ряд публикаций в СМИ и обращения в правоохранительные органы, серьезные нарушения в сфере госзакупок продолжаются. Это обстоятельство заставило предпринимателей, чьи интересы ущемлены сформированной системой госзакупок, искать правды на самом высоком уровне.
В частности, тамбовчанин Эдуард Немцов, известный в регионе своей непримиримостью к коррупционным проявлениям, написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором мотивирует свое обращение тем, что сложившаяся геополитическая и экономическая ситуации требуют усиления эффективности работы государственных управленцев, оптимизации бюджетных расходов. Однако, по мнению автора, в Тамбовской области все происходит с точностью до наоборот.
«После ряда сообщений в СМИ о коррупции при госзакупках и нанесении при этом бюджету ущерба более чем в 2 млрд руб. (газеты «Совершенно секретно», «Версия», «Комсомольская правда», «Трибуна», журнал «Однако», в телепередачах А.Мамонтова, А.Караулова, Н.Метлиной, на сайте Агентства федеральных расследований, olegbetin.net и др.) ко мне как человеку, который на протяжении многих лет пытается оказать Вам содействие в наведении порядка в области, регулярно обращаются граждане.
К примеру, в июне 2014 года был заключен государственный контракт на строительство детского сада «Ивушка» в Тамбове. Заказчиком выступало муниципальное казенное учреждение «Инвестиционно-строительный центр “Инвестор”, которое обычно закладывает в условия конкурса оплату в течение трех лет после выполнения контракта. Неудивительно, что при таких условиях участвовать в конкурсе у многих интерес пропадал. А тот, кто выигрывал, не тревожился, потому что мог получить оплату в обычные сроки, а иногда и аванс. На строительство «Ивушки» подана одна заявка - контракт заключило ООО «Интеркрафт» по первоначальной максимальной цене 62 млн руб.
Есть другие механизмы. Суть их также раскрыта в письме президенту и хорошо видна на таком примере. 19 декабря 2014 года администрацией Мордовского района Тамбовской области заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции здания муниципального общеобразовательного учреждения «Оборонинская средняя общеобразовательная школа» р.п. Мордово на сумму 576 млн руб. с единственной организацией, подавшей заявку, - ООО «Звезда-2». Почему не оказалось других претендентов? А все просто: аукционная документация содержит так называемую «таблицу материалов» на 43 листах с описанием характеристик песка, грунтовки, цемента и т.д. и т.п. Эта таблица напоминает больше ребус. Разгадать его под силу не всем.
Вызывают сомнения и сроки оказания, до 31.12.2014 года, т.е. за 10 дней нужно освоить сумму 18 600 000 руб.
Еще два примера: строительство жилого 2-этажного корпуса на 120 койко-мест в Тамбовском областном государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения «Психоневрологический интернат №2» на сумму 178 млн руб. и реконструкция здания районного Дома культуры в р.п. Первомайский на сумму 131 млн руб. Все та же «таблица материалов» на 43 листах…
Облпрокуратура, давая ответы на обращения предпринимателей по поводу возможных нарушений закона при госзакупках, сообщает о привлечении некоторых чиновников к дисциплинарной ответственности, наложении штрафов.
Судите сами. Например, в ответе прокуратуры написано: «…при размещении заказа по строительству хирургического корпуса детской областной больницы г.Тамбова в форме открытого аукциона в электронной форме Управлением инвестиций Тамбовской области отклонены заявки трех участников без указания оснований, в связи с чем прокурором Октябрьского района г.Тамбова руководителю данного управления внесено представление. Впоследствии этот заказ размещен у единственного поставщика, что не противоречит действующему законодательству…». Формально все правильно, а по результатам аукциона на сумму почти в миллиард рублей контракт опять заключен по первоначальной цене…
И таких примеров немало. Где потенциальным участникам аукционов искать правду? Вынесенные УФАС предписания, как сообщает в своем ответе Эдуарду Немцову облпрокуратура, нередко не исполняются. Интересен пример контракта на строительство детского сада в микрорайоне «Радужное» г. Тамбова на сумму чуть выше 219 млн руб. В составе аукционной документации отсутствовала смета, которая позволила бы другим участникам оценить себестоимость затрат на строительство и подать заявку на участие в аукционе. Хотя наличие сметной документации предусмотрено постановлением правительства РФ №87 от 16.02.2008. Как рассказывают тамбовские предприниматели, на просьбу одного из потенциальных участников аукциона о включении сметы расходов в состав аукционной документации был ответ: публиковать ее не будем из-за большого объема, приходите к нам и знакомьтесь после согласования времени с заказчиком. По оценке ФАС, данное обстоятельство может являться нарушением ч. 1 ст. 41.6 федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ.
В качестве возможного нарушения, по мнению независимых экспертов, привлеченных предпринимателями, - отсутствие конкретных сроков оплаты по договору. В аукционной документации указано: «не позднее 31 декабря 2015 г.». Потенциальные участники аукционов даже пытаются направлять запросы по этому поводу: «В какие точные сроки будет производиться оплата за выполненные в отчетном периоде работы?» Заказчик, зная, что это федеральная программа и деньги все равно будут выделены в течение года, отвечает уклончиво: «Согласно пункту 2.4 проекта контракта оплата выполненных работ производится Заказчиком до 31.12.2015 после подписания акта выполненных работ (КС-2, КС-3)»... за дело берется ООО «Тамбовская инвестиционная компания». Дальше события развиваются так. На строительстве «Радужного» получен аванс 43 млн руб., затем акты на выполненные работы на 8 млн руб. оплачиваются сразу, и только через несколько месяцев происходит «зачет» аванса. Но откуда взялись денежные средства? Оказывается, помимо того что денежные средства и так гарантированно были заложены правительством на 2013 год, г-н Бетин привлек кредитные средства Сбербанка. Об этом займе рассказано в газете «Сбербанк России в Черноземье» №6 (139) от сентября 2013 года. «Губернатор Тамбовской области Олег Бетин проинформировал вице-премьера, курирующего социальный блок, о том, что детский сад «Изумрудный город» также построен с использованием заемных средств Тамбовского отделения Сбербанка. Инвестиционно-строительный центр «Инвестор», выиграв муниципальный контракт на строительство детсада в мкр. «Радужное», пригласил для выполнения подрядных работ ООО «Тамбовская инвестиционная компания»… При общей стоимости контракта в 219,3 млн рублей кредитные ресурсы Сбербанка составили 132 млн рублей. Учитывая социальную значимость объекта, выдача заемных средств производилась без какого-либо имущественного залога. Единственным обеспечением стал залог прав (требований) денежных средств по данному контракту», - цитирует газета слова губернатора.
- Участники объявленных конкурсов на исполнение госконтрактов вкладывают денежные средства в качестве обеспечения заявки. Де-факто часто получается, что замораживают их, поскольку при «таблице материалов» на 43 страницах, других сомнительных составляющих конкурсной документации и вызванных этим жалобах деньги остаются без движения до момента окончания рассмотрения жалобы. А ведь они должны работать на бизнес! Вот поэтому участники просто не подают заявки на подобные аукционы. А заказчик, не видя ни одной поданной заявки, получает возможность заключить контракт с единственным поставщиком, - объясняет положение дел Эдуард Немцов.
Эдуард Немцов в письме к главе государства попросил дать задание соответствующим органам проверить изложенные факты и учесть при принятии решения о выдвижении кандидатуры Бетина О.И. на следующий губернаторский срок.