В регионах ищут гражданское общество

В Нижнем Новгороде прошел первый форум Общественной палаты

Вчера в Нижнем Новгороде начался двухдневный форум активных людей «Сообщество» — первый из девяти региональных форумов Общественной палаты РФ (ОП). В первый день на форуме презентовали исследование гражданского общества в Приволжском федеральном округе, из которого выяснилось, что власти на местах не ведут плодотворного диалога с НКО, которым самим надо быть «проще, честней и ближе к людям», а 80% горожан — «пассажиры-потребители ресурсов города». Приехавшие на форум активисты с некоторыми выводами анализа не согласились и с мест начали подавать протестные сигналы представителям Общественной палаты.

Приветствуя собравшихся, секретарь ОП Александр Бречалов заявил, что организаторам важны «самые обычные граждане, не ангажированные Общественной палатой или ОНФ, но за которыми стоят реальные дела». Он пояснил, что форумы в федеральных округах также должны помочь выявить лидеров и ответить на вопросы, нужен ли единый реестр НКО и актуально ли их разделение на «социальные» или «иные» (первым предполагается помогать льготами по аренде и налогам). Господин Бречалов также ратовал за здоровый образ жизни, приглашал всех на утреннюю пробежку и рассказывал, что общественники договорились с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и министром промышленности РФ Денисом Мантуровым о заплыве через Волгу.

Выступавшие следом активисты рассказали о своих общественных проектах. 21-летний студент МГУ Илья Новодворский с другом поехал в Донбасс снимать трехминутный ролик о войне. В итоге они сняли получасовой документальный фильм Save children from fashism, который с помощью ОП показали «в прайм-тайм на федеральном телеканале». Английское название автор объяснил ориентацией на зарубежную аудиторию, так как в России «все и так знают, что такое фашизм», и пожаловался, что администрация Instagram заблокировала их страничку «Антимайдан» после 50 тысяч «лайков». А глава администрации ЗАТО Заречный Пензенской области Вячеслав Гладков рассказал, как вместе с жителями запустил в своем городе программу озеленения, в которую втянулись многие горожане, и старшие подъездов теперь повышают квалификацию у ландшафтных дизайнеров. Недоверчивые чиновники из зала спросили, не тратит ли мэр бюджетные средства на поездки управдомов на различные цветочные фестивали. Глава администрации Заречного ответил, что для оплаты перелетов они нашли спонсора: «Если есть желание — сделать можно все и всегда. Нужно все делать вместе».

Призыв объединяться для общественно полезных дел звучал рефреном во всех выступлениях. Но самые громкие аплодисменты собрала москвичка Наталья Белоголовцева, продвигающая в России программу «Лыжи мечты» — реабилитацию детей с ДЦП и аутизмом посредством тренировок на специально оборудованных горных лыжах. Эту методику поддерживает главный детский реаниматолог России, и многие регионы ей интересуются. Однако на восторженный вопрос модератора: «Чувствуете ли вы, что вам помогает вся Вселенная?», Наталья Белоголовцева честно ответила: «Нет», рассказав, что у волонтеров много организационно-финансовых сложностей с распространением методики и запуском в России производства оборудования.

Главной презентацией первого дня форума стал доклад руководителя Центра прикладной урбанистики Святослава Мурунова, исследовавшего состояние гражданского общества в регионах ПФО. Его выводы в целом были неутешительны: реальную работу ведут около 10% зарегистрированных НКО, а качественного диалога и взаимодействия между гражданскими активистами и неформальными городскими группами пока нет, видны только слабые его зачатки. При этом 80% жителей городов Поволжья — «пассажиры», никак не вовлеченные в общественную жизнь города и только потребляющие его ресурсы. Ярких и полезных инициатив навстречу гражданам от консервативных администраций и городских дум, на 90% занятых коммерсантами ради защиты своего бизнеса, ждать также не приходится. Малый бизнес, по словам Святослава Мурунова, живет по принципу «Нас не трогайте», профсоюзы самоустранились от общественной деятельности, а малая прослойка креативного класса в городах-миллионниках пока занимается только собой, исповедуя кредо Fun & Enjoy. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы наладить горизонтальные связи между активистами, бизнесом и властью, а НКО надо быть «проще, честнее и ближе к народу», вовлекая инертных граждан в жизнь общества, отметил докладчик.

Святослав Мурунов также кратко охарактеризовал все 14 регионов ПФО. В Нижнем Новгороде, по его словам, есть сильные независимые НКО, но они превращаются в бюрократов, тратя около 40% времени на отчетность. Поборовшая «культурную революцию» Пермь разочарована и не знает, что делать дальше. В Казани занятому деловому населению не хватает времени на общественные дела. Самый многообещающий город в Поволжье, по мнению аналитика, — Ижевск, где множество событий и «мягких конфликтов», в том числе забастовки медиков, свидетельствуют об активности горожан. Впрочем, делегаты от регионов не согласились с рядом выводов эксперта и начали с мест обиженно отстаивать свои территории. Тут же возникла и протестная активность, отчасти направленная на самих организаторов. Например, экологи из Уфы, второй год протестующие против строительства в городе деревообрабатывающего завода «Кроношпан», заявили, что региональная ОП не хочет их слышать, и пообещали акции протеста во время проведения саммита ШОС.

В целом комментируя журналистам начало работы с регионами, Александр Бречалов заверил, что никаких фильтров для НКО и граждан на форумах не будет, а Общественная палата хочет глубже понять, что происходит с общественными организациями в стране.

Роман Кряжев

Вся лента