История с печатями
200-летие Венского конгресса в Музее Отечественной войны 1812 года
Выставка история
В Музее Отечественной войны 1812 года открылась экспозиция, посвященная 200-летию с момента окончания Венского конгресса. Камерная выставка, которая продлится до конца текущего года, логично вписалась в постоянную экспозицию полувоенного музея. Рассказывает ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА.
Два высоких стеклянных стенда в форме широко распахнутых книжек — это и есть миниатюрная мемориальная композиция "К 200-летию Венского конгресса", конференции, которая на сто с лишним лет определила облик континента. "Книжки" с важнейшими политическими документами (большинство которых после окончания конгресса покоилось в архиве внешней политики Российской Империи) окружают величественный стеклянный стенд-колпак, стоящий на приколе постоянной экспозиции. Внутри — предметы быта Отечественной войны 1812 года: позолоченный щит участника сражений барона Розена, хищная сабля в ножнах еще одного воина графа Чернышева, а также поразительный фарфоровый сервиз завода Гарднера, датируемый 1813-1814 годами. В этом сервизе — чайные предметы, украшенные цветными лубочными карикатурами на "великую армию" Бонапарта: хорош пузатый чайник с крышкой, названный "Бегство Наполеона", еще более привлекательно выглядит фарфоровая чашка под названием "Французы и голодные крысы в команде у старостихи Василисы".
Поседевшие от времени и собственной важности политические документы Венского конгресса, в рамках которого в течение двух лет державами-победительницами решалось устройство Европы, вынуждены делить жилую площадь с народными карикатурами. Впрочем, если вспомнить, что Венский конгресс всегда называли "танцующим" (в столице Австрии тогда вошел в моду откровенный в своей близости партнеров друг к другу вальс), что на полях судьбоносных переговоров — на балах и приемах — процветали лучшие куртизанки и главные авантюристы, то подобное соседство "государственного и политического" со "светским и народным" не покажется опытному зрителю чересчур странным.
У каждого стенда-книжки есть собственная сердцевина, то есть самые ключевые страницы былой венской истории. Значительный интерес представляет французская Ратификационная грамота Заключительного акта Венского конгресса, изданная (28 мая 1815 года в Вене) и подписанная (7 декабря того же года в Париже) новым королем Франции Людовиком XVIII де Бурбоном. Королевская грамота представляет собой черный бархатный коврик, изощренно украшенный вышитыми золотом лилиями Бурбонов и вышитой же круглобокой короной. К коврику прикреплена позолоченная круглая коробка, напоминающая титаническую дамскую пудреницу с кисточками. Уникальная грамота единственного правившего французского Бурбона XIX столетия, которому удалось процарствовать без свержения с престола (в 1824 году монарх преспокойно скончался в Париже от гангрены), является единственным вещественным объектом экспозиции. Сердцевина второго стенда — это настоящие, самые неподдельные "страницы истории". Это грандиозный Заключительный акт Венского конгресса, подписанный (28 мая 1815 года) уполномоченными от России, Австрии, Великобритании, Испании (эта страна ратифицировала акт только два года спустя), Португалии, Пруссии, Франции и Швеции. Акт, изданный на классическом французском языке, представляет собой пухлую тетрадь, распахнутую в самом конце. И публика может познакомиться с заключительными главами знаменитого акта — статьями 119, 120 и 121, после которых следуют восемь розовых сургучных печатей. Это печати, скрепившие многие положения устройства европейского мира: некоторые из тех положений давно исчезли (как, к примеру, "четвертый раздел Польши"), а иные — как нейтралитет Швейцарии — благополучно существуют и по сей день.
В Венском конгрессе участвовали представители 200 европейских государств и августейших домов (не пригласили лишь турецкого султана-реформатора Махмуда II), но основными игроками закономерно оказались пять держав — Великобритания, Пруссия, Российская Империя, Франция и Австрия. В экспозиции же большую часть занимают документы, связанные именно с работой российских дипломатов и доверенных лиц императора Александра I. Так, в выставку включены выцветшие, необычайно лаконичные с точки зрения типографии обложки "Трактатов о дружбе". Документы заверены с русской стороны императором Александром I, с прусской — королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III и с австрийской — тестем Наполеона Бонапарта императором Францем II (от 30 апреля 1815 года). Не менее любопытен указ Александра I, направленный статс-секретарю, управляющему Министерством иностранных дел империи графу Карлу Нессельроде (которого самого неоднократно обвиняли во взятках в ходе конгресса). В представленном документе император дает указание о выделении "4300 голландских червонных на подарки участникам конгресса по случаю его завершения" (12 мая 1815 года). Остальные "страницы истории" — это бодрый, почти боевой отряд персональных гравюр, на которых изображены действующие лица конгресса. От императора Александра I (гравюры с известных оригиналов Джорджа Доу) и его брата Константина (в будущем фактического наместника Александра I в Царстве Польском), польского князя Адама Чарторыйского, великих княгинь Марии Павловны, Анны Павловны и Екатерины Павловны (с мужьями) до русского посла в Вене дипломата Андрея Разумовского и статс-секретаря, будущего министра иностранных дел Российской Империи (был назначен после конгресса) и первого правителя независимой Греции графа Иоанна Каподистрии. Гравюрный хоровод этих блистательных персонажей, работавших в вальсовых турах Венского конгресса, полностью пленен предметами из постоянной экспозиции музея Отечественной войны 1812 года — многочисленными портретами маслом самого Наполеона Бонапарта, главного виновника Венского конгресса, сумевшего, впрочем, нарушить его танцевальный режим во время спецоперации "100 дней".