Первым телом самолеты

Лидия Маслова о кинопремьерах недели

Весенние школьные каникулы наложили воспитательный отпечаток на кинорепертуар последней недели марта. В доброй семейной сказке «Призрак» проблемного мальчика учит жить привидение погибшего авиаконструктора, в психологической трагикомедии «Пациенты» ожесточенный бой за человеческую душу ведут религия и психоанализ, и уж совсем вопиющий педагогический казус происходит в слабоэротическом триллере «Поклонник» между героиней Дженнифер Лопес и ее учеником-переростком.

«Призрак» (реж. Александр Войтинский)

В «Призраке» режиссер Александр Войтинский беззастенчиво и даже не без известного синефильского кокетства использует банальные голливудские лекала, подобно тому как он уже делал это в «Черной молнии». В случае с «Призраком» преимущество российского продукта можно усмотреть в том, что и в Голливуде не много актеров такого обаяния, как Федор Бондарчук, играющий знаменитого авиаконструктора, погибающего в автокатастрофе накануне испытаний главного детища всей своей жизни.

После этого покойника загадочным образом начинает видеть один человек на свете, а именно затюканный мамой и презираемый одноклассниками подросток (Семен Трескунов), который под чутким руководством опытного мужчины-призрака начинает делать первые социальные успехи. Самыми ценными становятся уроки грамотного обращения с самодовольной девочкой (Ани Петросян), по которой маленький лузер тщетно сохнет: привидение учит младшего товарища побольше игнорировать девчонку, почаще поворачиваться спиной, на любое обращение грубо отвечать: «Я занят», и в одной из сцен невидимый призрак за шкирку оттаскивает своего слабовольного подопечного от его пассии.

Чувствуется, авторы «Призрака» знают толк в девичьей психологии, и вскоре у привыкшей к мальчишескому поклонению девочки начинают вытаращиваться глаза от наглости ее поклонника — а чем бы еще он мог понравиться, представить трудно. Спишем это на избыточный ранний профессионализм Семена Трескунова, создающего такой убедительный образ неприятного нытика и задрота, что поскорей хочется отправить этого отрока куда-нибудь подальше во Вселенную — либо за штурвалом еще не испытанного самолета, как это происходит в фильме, либо, еще лучше, в каком-нибудь специальном грузовом отсеке межконтинентальной баллистической ракеты.

Сам авиатор в своей призрачной личной жизни по понятным причинам категорически не замечаем своей возлюбленной (Анна Антонова), которая смотрит сквозь него, иногда вздыхая и укоризненно бормоча «эх, Гордеев, Гордеев», и, видимо, по замыслу авторов должна пребывать в глубоком трауре, граничащем с сомнамбулизмом. Хотя, скажем, поклонники скетчкома на ТНТ «Парни, деньги любовь» подтвердят, что Антонова не только длинноногая сумрачная красавица, но и одаренная комическая актриса, в «Призраке» пропадающая почем зря.

Впрочем, примерно так же недоиспользованы тут в ролях второго плана отличные характерные актеры Ян Цапник и Игорь Угольников. И только человек, совсем незнакомый с бондарчуковскими актерскими возможностями, может приветствовать простенькую роль в «Призраке» как некий прорыв — тут основная задача артиста сводится к демонстрации бестелесности и умению проходить сквозь людей и предметы, а также к тому, чтобы в финале долго и красиво шагать босиком в закат.


«Поклонник» (реж. Роб Коэн)

Аналогичное юному герою «Призрака» жалкое забитое существо в клетчатой рубашке встречается в триллере «Поклонник» (They Boy Next Door) Роба Коэна, спродюсированном исполнительницей главной роли Дженнифер Лопес из понятного стремления представить себя в самом выигрышном свете. Ее героиня, учительница литературы и мать робкого подростка (Иэн Нельсон), только что выгнавшая мужа (Джон Корбетт) за измену с секретаршей, знакомится при самых романтических обстоятельствах с 20-летним соседом (Райан Гузман), спасающим ее от падения гаражной двери. Некоторое время героиня томится, высматривая из окна, как накачанный сосед измазал свои бицепсы машинным маслом, и делая вид, что ей это в целом совсем неинтересно, а потом вдруг внезапно и малообъяснимо обнаруживает себя в соседской постели без трусов. На деликатное предложение учительницы сделать вид, что ничего не произошло, молодой человек начинает вести себя так, как не осмелилась бы и мечтать одинокая женщина за 45, видимо представляющая основную целевую аудиторию «Поклонника»: парниша дает героине понять, что она любовь всей его жизни и никуда от него не денется, чем ставит под угрозу наметившееся было возвращение ее мужа в лоно семьи.

За дальнейшим диковатым развитием событий с тревогой наблюдает навязчивая подруга героини, школьный завуч, в исполнении Кристин Ченовет, которая всего на год старше Дженнифер Лопес, а выглядит как-то заметно хуже, наверное, специально, чтобы оттенять неувядающую свежесть главной героини. Поблекшая завучиха навлекает на себя злобное шипение молодого психопата, который со всей возрастной безжалостностью констатирует: вам, тетенька, о душе уже пора подумать, а вы все пялитесь на мои кубики на животе. Не хочется переадресовать эту жестокую речь и самой Дженнифер Лопес, из лучших карьерных побуждений спродюсировавшей для себя эту сомнительную историю, но как еще реагировать на «Поклонника», не очень понятно.


«Пациенты» (реж. Элла Омельченко)

Много думают о душе персонажи «Пациентов» — режиссерского дебюта Эллы Омельченко по сценарию Дмитрия Лемешева, не вписывающегося в четкие жанровые рамки, но в то же время слишком внятного и лишенного псевдохудожественных претензий, чтобы навесить на него ярлык «артхаус». Главный герой «Пациентов», нерешительный и безвольный сериальный сценарист (Павел Баршак), сумел избавиться от постыдной фамилии Тупорезов, взяв фамилию жены (Марьяна Кирсанова), но на этом его психологические проблемы не заканчиваются, а лишь усугубляются. Толком разрешить их не может даже лучший психоаналитик в Москве (и пожалуй, лучший актер в фильме Тимофей Трибунцев), настаивающий на том, что единственный способ выжить для пациента — это развод. Однако против развода категорически возражает священник (Дмитрий Мухамадеев), к которому жена героя ходит с аналогичными психотерапевтическими целями.

Ловкая драматургическая конструкция «Пациентов» позволяет непринужденно озвучить разные небезынтересные мысли о разнице между удовольствием и благодатью, принципами и заповедями, да и вообще о семье как источнике неврозов, и в разговорах героев есть и печальная правда, и здоровое женоненавистничество: «Не родилась еще та женщина, которая заслужила хорошего мужа». Однако и с мужиков их доли вины во всеобщей несчастности авторы не снимают и в схватке двух конкурирующих за человеческую душу инстанций никакого победителя не объявляют, а аккуратно подталкивают к мысли, что все мы пациенты, да и вообще «человек» — это диагноз, но до какого-то момента не смертельный, если не запускать болезнь и вовремя обращаться к специалистам.

Лидия Маслова

Вся лента