"Хочу верить"
Николай Мащенко
Николай Мащенко (1929-2013) обречен остаться в истории как образцовой официозный режиссер, что при Советах ("Как закалялась сталь", 1975), что при "незалежности" ("Богдан-Зиновий Хмельницкий", 2008). Но в начале карьеры он поставил иератических, загадочных, иконописных "Комиссаров" (1967) и достаточно странный фильм "Хочу верить". Сюжет — дежурный, хотя для 1960-х, утверждавших ценность доверия в пику бдительности, актуальный. Журналист (Алексей Сафонов) обвинил погибшую подпольщицу (Екатерина Крупенникова) в несомненном предательстве. Но, встретив ее дочь (тоже Крупенникова), заново расследует ее судьбу, доходя до сюрреалистического в своей невероятности хеппи-энда. Мащенко, опьяненный "нововолновым" воздухом, растворил сюжет в атмосфере молодежной вечеринки так, как и самому Марлену Хуциеву не снилось. Особенно удивительно и странно выглядит появление в кадре философа Аллы Ледовой (Алла Ледовая) с монологом о лунном свете. В следующем фильме о летчиках "Везде есть небо" (1966) Мащенко растворит сюжет уже без остатка, сняв практически абстрактное кино.
1965