Российское оружие нашло арабовладельцев
Багдад вышел в число лидеров по закупкам вооружений у Москвы
По итогам 2014 года иракцы закупили у России больше вооружений, чем Китай, уступив только Индии. Об этом вчера сообщил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин. В прошлом году Россия, по информации "Ъ", поставила Ираку девять штурмовиков Су-25, двенадцать тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, шесть ударных вертолетов Ми-28НЭ и до десяти вертолетов Ми-35М. Помимо этого, началась передача Багдаду комплектов систем ПВО "Панцирь-C1". Сумма поставленных вооружений равна примерно $1,7 млрд. Эксперты объясняют интерес к российскому оружию желанием Багдада диверсифицировать импорт и забюрократизированностью системы экспорта вооружений США.
Выступая вчера в Совете федерации, глава ФСВТС Александр Фомин сообщил: в 2014 году Россия поставила на экспорт оружия на сумму более $15,5 млрд. Из них по линии спецэкспортера российских вооружений "Рособоронэкспорта" — $13,2 млрд. Лидерами продаж стали РСК МиГ, Объединенная судостроительная корпорация и концерн ВКО "Алмаз-Антей". При этом стало известно, что Индия по-прежнему остается лидером по закупкам российского оружия (28%), однако на втором месте уже не Китай (у него только 9%), а Ирак (11%). В пятерку крупнейших импортеров также вошли Вьетнам (7%) и Венесуэла (6%).
Александр Фомин не сообщил сумму поставок российской продукции военного назначения в Ирак, но ее несложно сосчитать — $1,7 млрд. Напомним, в конце 2012 года Россия и Ирак заключили оружейный контракт на сумму $4,2 млрд. Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов отмечает, что этот контракт был одним из крупнейших за последние годы и сопоставим по объемам со "знаковыми контрактами" между Россией и Алжиром (на $6 млрд в 2006 году, позже сократился на $2 млрд из-за отказа от части техники) и РФ и Венесуэлой (на $4 млрд в 2009 году). Кроме того, по его словам, весной прошлого года, когда боевики "Исламского государства" начали захватывать территории Ирака, Москва и Багдад заключили дополнительный пакет контрактов на сумму около $1 млрд. Соглашения включали в себя поставку Ираку самолетов Су-25, артиллерийских орудий и боеприпасов.
По информации "Ъ", в 2014 году Россия поставила Ираку девять штурмовиков Су-25, двенадцать тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, шесть ударных вертолетов Ми-28НЭ и до десяти вертолетов Ми-35М. Помимо этого, началась передача Багдаду первых комплектов систем ПВО "Панцирь-C1". В феврале 2013 года экс-министр обороны Ирака генерал-лейтенант Абдул Кадир аль-Мифарджи заявлял, что иракская сторона заинтересована также в комплексах ПВО "Тор-М2Э", боевых машинах пехоты БМП-3, истребителях Су-30МК2 и МиГ-29М/М2. Действующие же официальные лица Ирака и России, однако, не стали комментировать данные о возможной сделке. Кроме того, речь шла и о поставках вертолетов Ми-17В5: вчера источник "Ъ", близкий к системе ВТС, сообщил, что несколько единиц были переданы заказчику, однако назвать общее число законтрактованных машин отказался. Александр Фомин вчера для комментариев "Ъ" был недоступен.
Андрей Фролов не исключает, что объем военно-технического сотрудничества России с Ираком будет наращиваться из-за "обостряющейся обстановки" в регионе. "Иракцы могут закупить как новые образцы техники, так и имеющиеся в наличии у Минобороны РФ",— полагает эксперт. Китай же, по его словам, перестал быть лидером по объемам импорта российского вооружения. "Сотрудничество вышло на некое плато: объем поставок $1-2 млрд в год,— говорит собеседник "Ъ".— Причин много: произошло насыщение, Китай значительно закупился в 1990-2000-х годах, и сейчас им больше не нужно, значительная часть того, что Китай покупал, они либо выпускают, либо разрабатывают самостоятельно". Россия сейчас поставляет Китаю комплектующие и расходные материалы к ранее закупленной технике или модернизирует и ремонтирует ее.
Старший научный сотрудник Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Питер Веземан рассказал "Ъ", что некоторое время назад закупки Ираком российских вертолетов осуществлялись на средства США. "Однако по мере ухудшения российско-американских отношений эта схема стала вызывать все больше критики в США,— говорит эксперт.— Насколько мне известно, сегодня США уже не финансируют поставки иракцам российской техники. Закупки оружия из России, а также Южной Кореи, Чехии и Китая власти Ирака осуществляют на собственные средства". Крупнейшим поставщиком вооружений в Ирак при этом по-прежнему остаются США.
Господин Веземан объясняет выход Ирака на второе место по импорту российского оружия несколькими причинами. "Ирак все еще восстанавливает свои вооруженные силы, инвестируя в дорогостоящую продукцию, такую как средства ПВО, ударные вертолеты и штурмовики, а также танки,— поясняет собеседник "Ъ".— При этом Ирак стремится диверсифицировать поставщиков". По словам эксперта, это связано с тем, что Багдад пытается и в политическом, и в военном смысле стать менее зависимым от Вашингтона. США же более не хотят оплачивать счета Ирака, получающего существенные доходы от продажи нефти.
"Американское оружие дороже продукции других стран, включая Россию. К тому же у иракцев есть опыт управления российской техникой с прежних времен,— продолжает Питер Веземан.— Наконец, в России и ряде других стран система поставок вооружений не такая забюрократизированная, как в США, а Ираку в нынешней ситуации оружие нужно быстро". По данным исследовательской службы Конгресса США, среднее время поставок американского оружия заказчику составляет около 18 месяцев. В случае экстренной ситуации этот период может сократиться до шести месяцев, но таких случаев было мало. Оружейный контракт должен быть одобрен госсекретарем и министром обороны США, а также пройти согласование с комитетами обеих палат Конгресса по вооруженным силам, международным делам и ассигнованиям. Одобрить сделку должен посол США в соответствующей стране и военачальник, отвечающий за данный регион. В завершение официальные представители страны-покупателя должны пройти курсы по гуманитарному праву и правам человека.
В июне прошлого года представитель Госдепартамента Мари Харф заверила, что США не возражают против покупки Ираком оружия у других стран, включая Россию.