К взаимной выгоде

тенденция

Удорожание фондирования вместе с дефицитом самих автомобилей ставит лизингодателей в непростую ситуацию. Вся надежда на государственную поддержку и физических лиц: именно они стали в последнее время драйвером роста для рынка.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

По данным ежегодного исследования "Лизинг России", в 2014 году автотранспорт впервые вышел на первое место среди основных сегментов отечественного рынка с долей 29,4%, при этом доля непосредственно легковых автомобилей в общем объеме лизинговых сделок составила 15%. Несмотря на падение российской экономики сегодня, участники рынка автолизинга продолжают верить в его потенциал. Они надеются, что спад сменится стабилизацией. "Ситуация в кризис изменилась кардинально. Цены повысились, ставка возросла,— говорит Александр Лысенко, начальник отдела маркетинга ООО "Сибирская лизинговая компания".— Те, кто мог и хотел, раскупили все остатки в декабре 2014 года, после чего рынок упал". По оценкам "Контрол Лизинга", спрос на финансовый лизинг автотранспорта для юридических лиц снизился по сравнению с декабрем 2014 года на 25-30%. В результате продажи легковых автомобилей в лизинг, по подсчетам господина Лысенко, сократились до 40%. "Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда дилеры корректируют цены каждый месяц, поэтому ни о каких скидках речь не идет",— подчеркивает он.

Лизинговые компании ответили на резкий рост цен паузой. Так, крупные игроки рынка прекратили финансирование новых сделок, пока не прояснилась стоимость средств, привлекаемых для лизинга, и возобновили работу уже на новых условиях. Драйвером роста для сегмента автолизинга могут стать физические лица, для которых лизинг может заменить кредит. Участники рынка отмечают рост "розничного сектора" на фоне сокращения крупных сделок. "При существенном удорожании автокредитования лизинг с его низким ежемесячным платежом становится особенно актуальным",— убежден генеральный директор "Контрол Лизинга" Дмитрий Тимофеев. "Кризисная ситуация спровоцировала рост в нарождающемся сегменте лизинга для физлиц",— поясняет Александр Михайлов. В то время как банки, стремясь минимизировать риски, ужесточили требования к заемщикам, а дилеры повысили цены на автомобили, приобрести машину стало гораздо сложнее. "В этих условиях лизинг для физических лиц становится практически единственной возможностью купить хороший автомобиль: за счет в два-три раза меньших, чем в автокредите, ежемесячных платежей",— объясняет господин Михайлов. Что касается юридических лиц, то, по данным Андрея Храмова, директора департамента корпоративных продаж ГК "Автоспеццентр", в январе и феврале 2015 года количество организаций, желающих приобрести авто с помощью финансовой аренды, уменьшилось. "Это связано с тем, что лизингодатели, обезопасив себя от рисков, связанных с неустойчивостью рубля, повысили ставки на 5-6%,— поясняет эксперт.— Однако я думаю, что благодаря господдержке ситуация на этом рынке изменится". Эксперт подчеркивает: господдержка необходима автолизингу — например, поддержать рынок может частичное субсидирование первоначального взноса — до 10% — и лизинговой ставки. "На сегодняшний день государство — единственный источник развития автомобильной отрасли",— напоминает господин Храмов. Запуск программы госучастия участники рынка ждут в апреле. По словам эксперта, от участия государства зависит снижение спроса: при его наличии популярность лизинга снизится на 20-30%, без — до 40-45%.

Мария Карнаух

Вся лента