Немцев учат вести бизнес в России
Этим занялась немецкая торгово-промышленная палата
Немецкая торгово-промышленная палата уже во второй раз проводит курс «Управление в России», в рамках которого слушателям рассказывают об особенностях ведения бизнеса в России. Слушателям рассказывают про российскую экономику, особенности местного законодательства, прежде всего в экономической сфере, и бизнес-культуре.
Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа (IHK) проводит учебный курс на сертификат «Управление в России». Это не первый подобный курс — прошлой осенью IHK уже проводила такие занятия в Билефельде. Семинар состоит из трех модулей по три дня, первый из которых состоялся в конце февраля, второй — в середине марта, а третий будет проведен 25–27 апреля. Сегодня немецкая газета Handelsblatt опубликовала статью, содержащую впечатления ее журналиста, посетившего семинар. Цель курса — рассказать руководителям компаний или их подразделений, которые будут работать в России, о возможных подводных камнях и особенностях российского рынка. «Россия — важный стратегический партнер для немецкой экономики, и потенциал для дальнейшего расширения двустороннего сотрудничества велик. Тем не менее российский рынок имеет множество подводных камней и требует — в том числе из-за многочисленных местных особенностей — значительной осмотрительности»,— говорится в описании курса. Среди тем, которые рассматриваются в ходе семинаров,— российская экономика, законодательство, инвестиции в России, а также повседневная культура, местные особенности ведения переговоров и негласные правила и запреты при ведении бизнеса в России. Особое внимание уделяется экономическому законодательству, таможенным и налоговым правилам.
Руководитель курса Андреа Гебауэр, деятельность которой в течение 20 лет связана с Россией и которая прожила здесь десять лет, заявила: «Частное и деловое в России часто смешивают. Нужно время, чтобы понять русский менталитет и бизнес-культуру». По ее мнению, свои особенности есть и во взаимоотношениях между руководителями и подчиненными — сотрудники в России ждут ясных инструкций и пристального руководства и контроля, в России нужно чаще, чем в Германии, указывать на сроки выполнения работы. Госпожа Гебауэр считает, что при возникновении каких-то проблем при ведении бизнеса в России лучше осторожно и не слишком прямолинейно вести обсуждения с глазу на глаз: «Для русских важно сохранить лицо. Поэтому конфронтационные переговоры вряд ли будут полезны». Обсуждалось на семинаре и то, что предприниматели в России не всегда строго выполняют все правила. Один из слушателей сказал: «Часто приходится действовать в серой зоне. Этот курс помогает лучше чувствовать такие ситуации».
Слушателей курса интересовал вопрос санкций. «Сейчас очень важно оставаться в игре и не рвать контакты — если это не противоречит санкциям ЕС»,— заявила госпожа Гебауэр. «После начальных успехов немецкие предприниматели часто упираются в потолок, потому что российский рынок требует интенсивной обработки. Это едва ли можно решить исключительно за счет распространения, часто необходимо создание представительства. Но это того стоит»,— добавила она. По мнению одного из слушателей Виталия Прайса, кризис может повлиять на немецкий бизнес в России лишь отчасти: «Наш опыт говорит: немецкие товары пользуются в России большим спросом. “Made in Germany” продается хорошо. Не играет роли, если мы станем немного дороже, важно, что мы намного эффективнее».