Страсбургский суд ждет исполнения своих решений
Члены Совета Европы обещают повысить ответственность
Представители 47 государств, входящих в Совет Европы (СЕ), приняли в Брюсселе декларацию об усилении своей ответственности за исполнение решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Члены СЕ призвали друг друга принять меры по сокращению жалоб в Страсбургский суд на уже выявленные им нарушения Европейской конвенции по правам человека, но не указали жестких мер за неисполнение его решений. При этом с 2016 года работа самого ЕСПЧ будет реформирована.
ЕСПЧ не должен действовать как "одинокий полицейский", заявил генеральный секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд на завершившейся в пятницу в Брюсселе межправительственной конференции по реализации Европейской конвенции (см. "Ъ" от 26 марта). Новая декларация акцентирует внимание на усилении национальных механизмов контроля за исполнением решений ЕСПЧ и содержит план действий, который в мае должен утвердить Комитет министров СЕ. Долгосрочные меры по реформе предстоит разработать до конца 2015 года.
ЕСПЧ готов с 2016 года указывать в решениях о неприемлемости жалобы (которые принимает один судья) основания для ее отклонения. Государства-ответчики предлагают суду объяснять и решения, которые выносятся в их адрес. "Из-за перегрузки ЕСПЧ был вынужден в 2002 году отказаться от извещения заявителей о мотивах решения о неприемлемости, что вызывало справедливую критику. Хотя бы ради этого стоило принимать новую декларацию. Подобная практика будет распространена и на решения ЕСПЧ о принятии "неотложных мер" (в исключительных случаях.— "Ъ"), а также на принимаемые пятью судьями решения об отказе в пересмотре Большой палатой постановлений ЕСПЧ. Можно только приветствовать такую открытость и прозрачность процедуры",— считает бывший судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер.
По мнению Страсбургского суда, все ветви власти государств должны гарантировать исполнение его решений, а национальные парламенты — "уделять пристальное внимание вопросам прав человека" в ходе принятия законов. Председатель суда Дин Шпильманн напомнил, что в 2010 году ЕСПЧ был "на грани удушья", но сейчас количество ожидающих рассмотрения дел сократилось более чем вдвое. "Этот успех остается хрупким" из-за кризиса в Европе и особенно на Украине (лидирует по числу дел в ЕСПЧ), предупредил он. Члены СЕ призвали друг друга принять меры по сокращению жалоб в ЕСПЧ на уже выявленные им нарушения Европейской конвенции, составляющих более половины рассматриваемых дел.
Между тем государства-ответчики недовольны отказом СЕ признавать решения ЕСПЧ полностью исполненными (у РФ за 2014 год было закрыто всего три дела) и призывают прекращать надзор при любой возможности. "Это улучшит количественные показатели, но велик риск, что качество исполнения решений упадет",— прогнозирует старший юрист правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев. Он напомнил, что в России не исполнены многие решения ЕСПЧ о тяжких нарушениях прав человека в Чечне, по которым истек 15-летний срок давности привлечения виновных к уголовной ответственности. "Декларация мягко призывает Комитет министров задуматься о возможности обращения в ЕСПЧ для констатации систематического неисполнения решения государством-ответчиком и определения мер, необходимых для исполнения,— отметил правозащитник.— Это полномочие существует у комитета уже почти пять лет, но он им ни разу не воспользовался". Адвокат Сергей Голубок отметил, что проблема исполнения решений ЕСПЧ "зависит от наличия воли на внутригосударственном уровне": "Жаль, что Россию по такому важному вопросу представлял не министр Александр Коновалов, а его заместитель Георгий Матюшкин, который является уполномоченным РФ при ЕСПЧ. Это создает конфликт интересов: сначала чиновнику не удается доказать в суде по делам против РФ, что она не нарушила конвенцию, а теперь он же обсуждает вопросы исполнения таких решений".
Более 40 организаций Европы по защите прав заключенных направили в СЕ свой проект декларации, предложив предоставить им право подавать жалобы в ЕСПЧ по выявленным ими острым проблемам "до того, как ситуация приведет к большому количеству индивидуальных споров". "Ни один из пунктов декларации общественников не был услышан в Брюсселе",— возмущен завкафедрой европейского права екатеринбургского Гуманитарного университета Антон Бурков.