«Татнефть» получила команду «Воздух!»
Нефтяники зарегистрировали авиакомпанию для Татарстана
Татарстан приступил к третьей попытке по созданию региональной авиакомпании: структуры «Татнефти» зарегистрировали авиакомпанию «ЮВТ-Авиа», вложив в уставный капитал 25 млн руб. Два прежних авиапроекта региона — «Ак Барс Аэро» и авиакомпания «Татарстан» — находятся в состоянии банкротства. «ЮВТ-Авиа» хочет начать полеты в конце первого полугодия и получить субсидируемые рейсы в Поволжском ФО, которые были у «Ак Барс Аэро», но эти маршруты уже поделены между конкурентами. Неясным остается и вопрос формирования парка самолетов новой авиакомпании.
Дочерняя компания «Татнефти» — ОАО «Татнефть-Актив» зарегистрировало авиакомпанию ООО «ЮВТ-Авиа» (аббревиатура расшифровывается как «Юго-Восток Татарстана»). В Kartoteka.ru сказано, что ООО поставлено на налоговый учет 13 марта, уставный капитал — 25 млн руб., юридический адрес — аэропорт Бугульма. Директором стал Петр Трубаев, ранее возглавлявший авиакомпанию «Ак Барс Аэро», которая с 13 января прекратила полеты. «Татнефть-Актив» создана в 2003 году для использования имущества группы «Татнефть». По данным компании, на ее балансе более 20 тыс. объектов общей балансовой стоимостью свыше 6 млрд руб.
О том, что «Татнефть» собирается создать авиакомпанию, было объявлено 29 января. Тогда в отношении «Ак Барс Аэро» была введена процедура наблюдения из-за долгов перед контрагентами, сама компания объясняла рост задолженности падением курса рубля и сокращением пассажиропотока. В декабре 2014 года к «Татнефти» от «Ак Барс Аэро» уже перешел аэропорт Бугульма (третий после Казани и Бегишево в регионе). По словам главы «Татнефти» Наиля Маганова, это было сделано по «просьбе главного акционера» нефтекомпании — правительства Татарстана (основной акционер нефтекомпании — «Связьинвестнефтехим», принадлежащий правительству республики; Татарстан владеет и «золотой акцией» «Татнефти»). Аэропорт Бугульмы был базовым для «Ак Барс Аэро», созданного на базе Бугульминского авиапредприятия в 2010 году. Перевозчик обслуживал более 70 направлений и был главным оператором программы субсидируемых государством перевозок по Приволжскому ФО.
«Ак Барс Аэро» — не единственный перевозчик Татарстана, который находится в стадии банкротства. С 2014 года полеты прекратила контролируемая властями республики авиакомпания «Татарстан», Boeing которой потерпел крушение в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года. Таким образом, «ЮВТ-Авиа» стала уже третьей авиакомпаний, созданной с участием правительства региона.
«ЮВТ-Авиа» пока еще не получила сертификат эксплуатанта, заявка была подана в Росавиацию на прошлой неделе, но ведомство пока не сообщало о ее рассмотрении. Петр Трубаев заявил “Ъ”, что рассчитывает, что компания начнет свою деятельность «ближе к концу первого полугодия». «Есть определенный регламент. Но хотелось бы получить сертификат более оперативно»,— подчеркнул он. Впрочем, пока неясно, как «ЮВТ-Авиа» будет формировать флот: у «Ак Барс Аэро» было 15 девятиместных Cessna Grand Caravan и 15 Bombardier CRJ-200LR, но войдут ли они в новый проект, не сообщалось.
Он также сообщил, что большую часть рейсов «ЮВТ-Авиа» намерена выполнять по программе субсидируемых маршрутов. «Львиную долю хотим взять оттуда, потому что они компенсируются. Но это как решит Росавиация»,— отметил топ-менеджер. Сейчас бывшие маршруты «Ак Барс Аэро» по ПФО разделены между Dexter (ЗАО «Авиа менеджмент групп»; восемь маршрутов) и АК «Оренбуржье» (подразделение ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург»; шесть маршрутов). Сообщалось, что эти маршруты переданы до конца марта, но в новом летнем расписании Dexter до 24 октября сохранились все маршруты. В компании не комментируют возможную передачу маршрутов «ЮВТ-Авиа». «Мы знаем о создании “ЮВТ-Авиа”, но самой авиакомпании как таковой пока еще нет. В связи с этим сегодня преждевременно вести обсуждение данной темы»,— заявил “Ъ” гендиректор «Авиа менеджмент груп» Эльбрус Саламов.