"Ликвидация безграмотности прошла успешно, но это не помогло митрополиту Тихону"
Руководитель театра, где шла опера "Тангейзер", был уволен за "непринятие мер" в связи со скандальной постановкой, заявил замглавы Минкультуры Владимир Аристархов. По его словам, Борис Мездрич не внес в оперу изменений и не извинился перед всеми вольно и невольно оскорбленными. Ведущая "Коммерсантъ FM" Оксана Барыкина обсудила эту тему с Андреем Бильжо, известным художником, писателем и ресторатором, а по образованию — психиатром.
Спектакли, которые вносят в общество раскол, недопустимо ставить на бюджетные деньги, заключил Аристархов. Ранее министр культуры России Владимир Мединский уволил Мездрича и назначил на его пост директора Михайловского театра Петербурга Владимира Кехмана. Он уже заявил, что в первую очередь вернет Новосибирскому театру старое название — Большой Театр Сибири.
— Андрей Георгиевич, доброе утро. Что думаете об этой истории?
— Потрясающая, на самом деле, история, имеющая много-много векторов, сейчас я попробую их обозначить, но вообще, конечно, можно писать роман и ставить постановку. Во-первых, я погрузился в жизнь Владимира Абрамовича Кехмана, я просто в восторге, сейчас я даже его процитирую, мы о нем поговорим.
Вся страна узнала, что существует композитор Рихард Вагнер, что у него есть опера "Тангейзер", что уже неплохо в смысле повышения уровня культуры, узнали про город Новосибирск очень много нового. Но некоторые, кто стремится к знаниям, даже почитали либретто, написанное Рихардом Вагнером, а потом либретто, которое написал Тимофей Кулябин, а некоторые даже послушали и саму оперу, все-таки ликвидация безграмотности, спасибо Тимофею Кулябину, прошла успешно.
Это не помогло, правда, митрополиту Тихону, о котором мы говорили, который слово "оскорблять" писал через букву "а", мы говорили, что у него появился какой-то "Оскар", какой-то "скарб" и так далее. Этот человек, не знаю, слушал ли он оперу Рихарда Вагнера, читал ли он либретто, пускай он пишет по-прежнему "оскорблять", главное слово, мне кажется, в служении и церкви — "скорбь", через букву "а".
Но уволили директора, кстати, должен сказать, что вообще такие прецеденты были и в Европе, это было с фильмом Паоло Пазолини, фильмом Мартина Скорсезе, фильмом "Страсти Христовы" Мэла Гибсона. Да, церковь боролась с этим, но никогда государство не снимало и не запрещало эти фильмы, этого не было, фильмы выходили на экраны, несмотря ни на что, и становились частью мировой классики.
Вернемся к самому интересному — Владимиру Абрамовичу Кехману – потрясающий человек, директор Императорского театра, который раньше назывался Малый академический театр оперы и балета им. Мусоргского, он переименовал его, и здесь тоже хочет переименовать в Михайловский театр, он сказал: "Я хочу создать коалицию императорских театров, вернуть им старые названия и стать президентом этой коалиции, и должность будет почище министра культуры".
Но самое интересное, что Владимир Абрамович Кехман называется "банановым королем". С 1994 года он занимается бизнесом, закончил три курса Института иностранных языков в Самаре, а потом ушел в бизнес, как его брат, занимавшийся антиквариатом. Он продавал сахар и стал "сахарным королем". Потом стал "банановым королем", потому что откуда только не привозит бананы — из Коста-Рики, из Эквадора — это богатейший человек в нашей стране вообще.
— А как они подорожали сейчас, очень выгодно бананы-то возить!
— Конечно, и он говорит, я хочу процитировать его слова: "Мой учитель, Елена Васильевна Образцова, часто повторяла: "Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто". Теперь Елена Образцова не сможет, конечно, опровергнуть эти слова, и что она учила чему-то Владимира Абрамовича Кехмана. Он на самом деле поет на сцене, уже танцует и дирижирует, я об этом скажу, если успею. Дальше он говорит: "То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство, я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, — здесь я от себя добавляю, конечно, — воспринимаю это как оскорбление", и так далее. А зачем он ввернул здесь "как еврей" я никак не могу понять, это какая-то советская формулировка — "я как коммунист".
— Это чтобы всем угодить.
— Вот именно, браво, чтобы угодить всем. Потрясающий совершенно человек, он сказал: "Я хочу петь и танцевать", он, кстати, закончил платные курсы театроведения. Он действительно танцует и поет, сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле "Чиполлино", затем намеревался исполнить партию в опере "Евгений Онегин". Потом Владимир Абрамович попробовал себя в роли дирижера, представляете себе! "Началось все с меня, — говорит бывший дирижер Андрей Аниханов. — Кехман однажды решил, что я плохой дирижер, когда я дирижировал в "Лебедином озере", он мне предложил выпить коньяку между первым и вторым актом, чтобы печальные туманные лебеди были повеселее. Я сказал, что ему не надо вмешиваться в конкретные художественные вопросы. Он обиделся и предложил мне написать заявление об уходе".
У меня возникает вопрос: как этот человек будет совмещать руководство театром в Санкт-Петербурге, руководство театром в Новосибирске — не ближнее расстояние — и торговлю бананами из Эквадора и Коста-Рики, боже мой, а как же другие бизнесы в Лондоне?
Будьте здоровы, держите себя в руках, следите за Владимиром Абрамовичем Кехманом — это потрясающий человек и потрясающая история, почище "Тангейзера".