Маргинал на пьедестале
Открылась выставка номинантов на премию "Инновация"
Премия современное искусство
В Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов на "Инновацию" — государственную премию в области современного искусства. С актуальной повесткой в делах художественных ознакомился ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Наблюдавшийся в последние годы поворот к политике, социологии и антропологии утвердился окончательно и стал основным содержанием искусства. Все работы в номинации "Произведение визуального искусства" в той или иной степени связаны с тем, что происходит сегодня в общественной жизни. В инсталляции "Times New Roman" Хаим Сокол ставит балет Арама Хачатуряна "Спартак" силами специально нанятых гастарбайтеров, вливая в изделие советской неоклассики новый смысл за счет замены античных рабов современными пролетариями. Группа "Что делать?" представлена видеопроекцией "Исключенные", сделанной совместно со Школой вовлеченного искусства. Здесь студенты меланхолично танцуют (снова балет, на этот раз профессиональный, поставленный хореографом Ниной Гастевой) и пытаются по очереди определить свое место в мире и политическом ландшафте. Натужную бодрость народных праздников пародирует Ирина Корина в серии скульптур "Припев". Жизни питерских проституток посвящена живопись и видео под общим названием "Пояс Афродиты" от коллектива под названием "Тереза". Наконец, екатеринбургская группа "Куда бегут собаки" исследует жизнь мышей в полувиртуальном лабиринте, из которого нет выхода.
Условно молодые — в том смысле, что по паспорту, а не по заслугам — художники "Новой генерации" тоже дрейфуют в сторону передвижничества, "темы" и театра как действа, в себя вовлекающего надежней молчаливых графики и живописи. Тут есть "Unfinished Project" Евгения Гранильщикова — длинная годарообразная поэма о молодых, ищущих и потерянных одновременно. Может быть, самый яркий проект номинации — "Зелень внешняя" Лаборатории городской фауны, выставка-исследование о сорняках и дикорастущих обитателях города, маргиналах ботаники. Лера Лернер в "Городе перемещенных лиц" каталогизирует людей с социальной обочины, городских сумасшедших и анонимных художников. Читать бесконечные подписи с их краткими биографиями увлекательно, конечно, но именно в ее комнатушке испытываешь чувство насыщения рассказом и перечислением, сколь необходимой ни казалась бы работа по описанию мира отверженных.
Спасает "Праздник" Полины Канис. Она понимает видео как способ снять самую запоминающуюся сцену вместо целого фильма, и "Праздник", наверное, одна из самых удачных ее работ. При тусклом свете медленно танцуют (снова танец) пары пациентов психбольницы — все мужского пола, в одинаковой полувоенной униформе. Работа выглядит афористичной, как монохромный натюрморт Джорджо Моранди, и вызывает в памяти целый ряд актуальных сравнений из истории военных конфликтов. Но чаще всего она звучит и реквиемом по тем, кто погиб в стремлении утвердить сомнительное право на победу ради неясных целей. Другие художники констатируют, что общество больно, глядя на него глазами маргиналов, а Канис отсекает объяснительную часть ради емкого образа, метафоры, которая могла бы появиться только здесь и только сейчас.
В номинации "Кураторский проект", если следовать логике нынешней выставки, фаворита два — ретроспектива безвременно погибшего уличного художника Паши 183 и большое исследование о роли Юрия Соболева — графика, преподавателя, дизайнера — в искусстве.