16 июля 1966 года Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер сформировали рок-группу «Cream». Гитарист Эрик Клэптон, повлиявший на звучание современной гитарной музыки,— в фотогалерее «Ъ».
Эрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в английской деревне Рипли. Мать родила его в 16 лет и, оставив своим родителям, уехала. Клэптон рос, не зная этого до 9 лет, считая своих бабушку и дедушку родителями. В 13 лет мальчик получил на день рождения акустическую гитару, но быстро наигрался и потерял к музыке интерес. Спустя два года он увидел концерт Джерри Ли Льюиса на Британском телевидении, что побудило его вернуться к урокам игры на гитаре и начать обучение в Кингстонском колледже искусств, откуда его исключили в 17 лет. Вынужденный зарабатывать на жизнь, Клэптон устроился рабочим, но игру на гитаре не бросил, выступал как уличный музыкант. Тогда же он присоединился к группе «The Roosters»
Фото: Redferns/ Getty Images/ Fotobank
«Мое прозвище «slowhand» («медленная рука») появилось благодаря Джорджио Гомельскому. Он придумал его как хороший каламбур. Он постоянно твердил, что я был быстрым игроком, поэтому он превратил «slow handclap» в «slowhand» как игру слов»
В 1963 году Клэптон присоединился к группе «Yardbirds», исполнявшей блюз. Вместе они играли два года, и именно тогда музыкант развил музыкальный стиль, который впоследствии назвали уникальным. У него появилась привычка менять порванные струны прямо на сцене, не торопясь, за что вскоре получил прозвище «медленная рука». Клэптона обсуждала пресса и другие музыканты, а постепенно и «Yardbirds» стали популярными
Фото: Globe Photos// Zuma Press/ Kommersant Photo
В марте 1965 года «Yardbirds» зазвучали по-новому, более поп-ориентированно, выпустив хит «For Your Love», где Клэптон играл на гитаре. Новое звучание не понравилось Клэптону, преданному блюзу, и вскоре он покинул группу, присоединившись к «John Mayall & the Bluesbreakers», от которых тоже вскоре ушел. Летом 1965 года он начал сотрудничать с группой «The Glands», но не продержался и полугода, вернувшись в группу Джона Мэйола «Bluesbreakers», благодаря которым заслужил славу «лучшего клубного блюзового гитариста». В 1966 году вместе с бас-гитаристом Джеком Брюсом и барабанщиком Джинджером Бейкером Клэптон создал группу «Cream»
Фото: Globe Photos/ Zuma Press / Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
Создавая «Cream», Клэптон, по его собственным словам, хотел начать «революцию в музыкальном мировоззрении, изменить мир, потрясти людей». Группа выпустила три альбома, много гастролировала, добилась мирового признания и завоевала свою аудиторию. Но в 1968 году музыканты разошлись после прощального турне и выпуска альбома «Goodbye». Причиной распада группы называли злоупотребление музыкантами наркотиками
Фото: Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
«Блюз – это песня о мужчине, у которого нет женщины. Или о мужчине, которого покинула женщина. Или о человеке, у которого нет ничего похожего на женщину»
На фото: Эрик Клэптон и певица Ивонн Эллиман
Фото: Globe Photos/ Zuma Press
«Я поставил себя в безвыходное положение, потому что уводить жену у одного из Beatles было нельзя, так не делается»
В 1969 году Клэптон объединился с несколькими музыкантами для записи одного альбома. Группе и альбому дали название «Blind Faith». Чтобы раскрутить его, музыканты отправились в тур по 24 городам США. На «разогреве» у «Blind Faith» выступал дуэт «Delaney&Bonnie». Но, не прожив и года, от изнурительной работы группа распалась. В 1970 году Клэптон записал с «Delaney&Bonnie» альбом, который стал первым сольным для музыканта, но вызвал разочарованные отзывы критиков. Тем не менее, Клэптон продолжил сотрудничество с музыкантами «Delaney&Bonnie» в результате чего вышла пластинка «Layla and Other Assorted Love Songs», в основе которой лежала подлинная история любовного треугольника между Клэптоном, его близким другом Джорджем Харрисоном и его женой Пэтти, с которой они поженились в 1979 году, но спустя 10 лет разошлись
Фото: Zuma Press / ZGlobe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
Клэптон пристрастился к наркотикам и в 70-е фактически забросил музыку. Однако привычку удалось победить и вскоре он вновь появился на сцене, выпустив несколько альбомов, самым ярким из которых стал рэгги-альбом «461 Ocean Boulevard» с кавером песни Боба Марли «I Shot the Sheriff». Этот альбом несколько недель возглавлял британские хит-парады
Фото: Globe Photos/ Zuma Press / Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
Отказавшись от наркотиков, Клэптон пристрастился к алкоголю. В 1981 году его госпитализировали, и только пройдя очередной курс реабилитации, музыкант смог выпустить несколько успешных альбомов («Another Ticket» (1981), «Money and Sigarettes» (1983), «Behind the Sun» (1985), «August» (1986), «Journeyman» (1989)). Тем не менее не все реагировали благосклонно на творчество Клэптона «периода реабилитации». Он казался критикам слишком мягким, не прекращались разговоры о том, что ему никогда не достичь былой славы. Однако в 1988 году вышел альбом «Crossroads», который стал считаться эталонным. Пластинка получила «Грэмми» как лучший исторический альбом и лучшая прямая запись
Фото: Alpha/ Globe Photos/ Zuma Press / Alpha/ Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
В 1991 году Клэптон пережил новую личную трагедию. Его 5-летний сын Конор выпал с 53-го этажа нью-йоркского небоскреба. Более года музыкант находился в чудовищной депрессии и посвятил сыну песню «Tears in Heaven», которая стала одной из самых популярных в его творчестве и была удостоина «Грэмми»
На фото: музыканты Эрик Клэптон и Джордж Харрисон
Фото: Alpha/ Globe Photos/ Zuma Press / Alpha/ Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
В 1994 году Клэптон вернулся к традиционному блюзу. Его новый альбом «From the Cradle» был восторженно встречен и критикой, и слушателями. В 1997 году музыкант получил две «Грэмми» за композицию «Change the World» (саундтрек к фильму «Феномен»), тогда же вышел его альбом «Retail Therapy», где Клэптон перешел к стилю техно и выступил под псевдонимом «X-Sample»
Фото: Toronto Star/ ZUMA Press/ Kommersant Photo
Всемирно известная коллекция гитар сети ресторанов «Hard Rock Cafe» началась с подаренной в 1979 году Клэптоном гитары. Свою коллекцию гитар музыкант продал в 2010 году, направив вырученные средства в центр реабилитации наркоманов и алкоголиков на Антигуа. Сам музыкант коллекционирует автомобили Ferrari разных лет и картины
Фото: Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
«Блюз – индивидуальное искусство. Один человек с гитарой против всего мира»
Фото: Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
«Гитара - это мой голос. Когда у меня в голове возникает музыкальный отрывок, я слышу не саму песню, а только партию гитары»
На фото: Эрик Клэптон и Боб Дилан
Фото: Zuma Press / Globe Photos/ Zuma Press/ Kommersant Photo
Эрик Клэптон — единственный музыкант, трижды включенный в Зал славы рок-н-ролла: как сольный исполнитель и участник групп «Cream» и «The Yardbirds». А количество наград музыканта исчисляется десятками. За 50 лет Эрик Клэптон дал более 3 тыс. концертов в 58 странах
Фото: AP / Douglas C. Pizac
В 2011 году журнал «Rolling Stone» включил Клэптона в список величайших гитаристов всех времен, поставив его на второе месте после Джими Хендрикса. До этого музыкант занимал четвертое место в рейтинге, после Хендрикса, Дуэйна Оллмэна и Би Би Кинга (на фото)
Фото: Reuters
В 2005 году Эрик Клэптон был посвящен в Командоры Ордена Британской империи.
На фото: Эрик Клэптон и королева Великобритании Елизавета II
Фото: AP / Kirsty Wigglesworth, pool
В 2013 году вышел альбом Клэптона «Old sock» («Старый носок»), который включает в себя каверы самых известных блюзовых композиций прошлого века. Выпуск альбома сопровождался турне, в ходе которого музыкант посетил и Россию
Фото: AP
Являясь одной из величайших фигур, повлиявших на звучание современной гитарной музыки, 70-летний Эрик Клэптон остается одним из самых расслабленных и спокойных героев. Господин Клэптон ведет себя скромно, он крайне немногословен. Неординарность своего музыкального дарования он подчеркивает каким-то поразительно обыденным внешним видом — немного усталый седовласый господин в потертых джинсах и темно-синей рубашке поло мало похож на бога с гитарой. Артистизм живет в его музыке, в прикосновении пальцев к струнам.