«Сахалин-1» разработают в Стокгольме
ExxonMobil потребует переплаченные налоги через суд
Уже на этой неделе американская ExxonMobil может подать в Стокгольмский арбитраж иск к России. Компания так и не смогла договориться с правительством РФ о возврате $500 млн налогов, которые, по ее мнению, переплатила как оператор проекта «Сахалин-1». По данным „Ъ“, Белый дом добровольно платить американцам не готов. Юристы считают, что позиция ExxonMobil в Стокгольме будет сильнее, но проблемы могут возникнуть при подтверждении решения в судах РФ.
ExxonMobil, оператор проекта «Сахалин-1» (владеет 30%, еще 30% у японской Sodeco, у «Роснефти» и индийской ONGC — по 20%), может подать на этой неделе иск в арбитражный суд РФ, в котором будет требовать возврата переплаченных налогов, сообщило на прошлой неделе агентство Bloomberg. Но источники „Ъ“, знакомые с ситуацией, уточняют, что речь идет об обращении ExxonMobil в Стокгольмский арбитраж, в котором по соглашению о разделе продукции (СРП) по «Сахалину-1» рассматриваются спорные вопросы. «Иск будет подан на этой неделе, скорее всего, договориться не удастся»,— говорит один из собеседников „Ъ“.
ExxonMobil пытается вернуть около $500 млн — разницу между ставкой налога на прибыль 20% и 35%, накопившуюся с 2009 года. Более высокую ставку «Сахалин-1» платил по СРП, заключенному в 1995 году, но еще в 2009 году налог на прибыль был снижен до 20%. Минфин тогда уточнял, что 35% сохранится лишь в том случае, если «ставки не будут уменьшены законами, указами или постановлениями, принятыми позднее». ExxonMobil пыталась добиться ставки 20% последние пять лет, рассказывали собеседники „Ъ“. «Но в целом на тот момент стороны ситуация устраивала»,— говорит один из них.
Два месяца назад позиция ExxonMobil стала гораздо жестче. Источники „Ъ“ объясняют это падением цен на нефть, из-за чего компании необходимо урезать инвестиции. Разбираться с ситуацией в марте в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, встречавшийся с министром финансов Антоном Силуановым, министром энергетики Александром Новаком и вице-премьером Аркадием Дворковичем (см. „Ъ“ от 20 марта). Как заявил в пятницу господин Новак, вопрос о снижении налога находится на рассмотрении в правительстве. На переговоры по этому вопросу уполномочен Минфин (там от комментариев „Ъ“ отказались).
Как говорят собеседники „Ъ“ в правительстве, возвращать деньги Москва не собирается, «все строго по закону и все готовы отстаивать свою позицию в суде». По данным „Ъ“, против возврата денег ExxonMobil и администрация президента, в частности — помощник президента Андрей Белоусов. «Пока слова про обращения в суд — угрозы. Вряд ли Exxon заинтересована в подобном скандале»,— считает еще один источник „Ъ“. Александр Новак вчера заявил, что американская компания заинтересована в инвестициях в Россию, в частности — в продолжении работы на шельфе и по сланцевым залежам, замороженной из-за санкций.
Исходя из позиции Минфина от 2009 года, России будет непросто в Стокгольмском арбитраже, считает глава группы «Шельфовые проекты» «Пепеляев групп» Павел Кондуков. Рассмотрение может занять год-два, отмечает юрист, если решение будет принято против России и Россия его добровольно не исполнит, привести его в исполнение затруднительно. Российские суды могут отказаться от признания и приведения в исполнение решения арбитража, и участнику консорциума придется отстаивать свою позицию в России заново, отмечает господин Кондуков. Позиция иностранного арбитража не является обязательной для толкования госорганами и государственными арбитражными судами тех же положений СРП по другому делу, если оно будет рассматриваться в России.
Подобная ситуация уже возникала в практике, когда по налоговому спору российский арбитражный суд не принял ссылку инвестора СРП на результат рассмотрения аналогичного дела в Стокгольме и положительное решение ФНС, замечает Павел Кондуков. Но инвестору в итоге удалось доказать свою правоту в российских судах. Напомним, что в 2005 году Total оспаривала переплату НДС по Харьягинскому СРП, где она была оператором. Российский арбитраж не признал решения Стокгольмского, но Total все же сумела доказать свою позицию и в российском суде.