Заявка на долю в богатствах Востока
Россия станет участником Азиатского банка инфраструктурных инвестиций
Россия подала заявку на участие в капитале Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. В отличие от уже действующих в регионе банков развития, главным вкладчиком в AIIB будет Китай, доля РФ в организации пока не оглашается, но вряд ли будет значительной. Основной целью создания нового банка назывались вложения в строительство дорог и другой инфраструктуры, в том числе в рамках так называемого нового Шелкового пути — транспортного коридора, продвигаемого КНР.
Выступая на экономическом форуме в Боао на острове Хайнань, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил о намерении России присоединиться к запущенному в октябре прошлого года по инициативе Китая проекту Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Изначально о готовности стать членами банка заявили около 20 азиатских стран. Однако за последние две недели о своем желании вступить в новую структуру заявили также Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швейцария и Люксембург, в субботу о подаче заявок на участие объявили также Австралия и Нидерланды.
По словам директора департамента международных отношений Минфина РФ Андрея Бокарева, состав и условия участия в банке пока не утверждены, заявки будут приниматься до 31 марта. Предполагается, что уставный капитал банка составит $100 млрд, основным вкладчиком будет Китай, штаб-квартира банка также расположится в Пекине. Россия может стать региональным участником банка, то есть, в отличие от европейских стран, часть проектов будет реализовываться на территории РФ, пояснил господин Бокарев. В отличие от уже работающих в регионе Азиатского банка развития и Всемирного банка, где самыми крупными акционерами являются Япония и США соответственно, AIIB будет инвестировать исключительно в инфраструктурные проекты.
Заметим, что Китай уже инициировал создание отдельного «фонда Шелкового пути» с капиталом $40 млрд, который также будет финансировать строительство инфраструктуры в Евразии, в том числе в случае одобрения проекта — высокоскоростной железной дороги Москва—Пекин. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев, также находившийся в Боао, пояснил, что пока переговоры с фондом ведутся по четырем проектам, в частности по строительству дорожно-мостовой инфраструктуры, в том числе платных дорог, а также по подведению инфраструктуры для добычи полезных ископаемых на территории РФ.
Евразийский банк развития (ЕАБР), в котором России принадлежит 66% капитала, также может изменить стратегию и сосредоточиться на вложениях в инфраструктуру, включая энергетику, автодороги, заявил на форуме глава ЕАБР Дмитрий Панкин. «Когда занимаешься много чем, нигде не являешься экспертом»,— посетовал он, отметив, что сейчас рассматриваются инвестиции в металлургию в Пермском крае и в Туле, а также проекты в солнечной энергетике и химической промышленности в Казахстане. Помимо РФ учредителями ЕАБР являются Казахстан (33% уставного капитала), а также Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан, однако уставный капитал банка составляет всего $7 млрд.
В российском правительстве не видят проблем с конкуренцией AIIB и ЕАБР за проекты. По словам Игоря Шувалова, вопрос обсуждался на встрече у президента Владимира Путина — на ней пришли к выводу, что эти институты не будут мешать друг другу.