Курс смены валют
Китай начинает борьбу за новый мировой финансовый порядок, считают Андрей Кириллов и Алексей Селищев
Китайские экономические инициативы последнего времени вызывают в разных частях мира разные эмоции: кого-то они вдохновляют, открывая новые перспективы, кого-то тревожат и заставляют нервничать. Все это в полной мере проявилось на завершившемся экономическом форуме в Боао на острове Хайнань. За процессом следил "Огонек"
После более чем 30 лет непрерывного роста ВВП, составлявшего двузначные цифры, экономическая модель Китая, похоже, исчерпала свой "скоростной" потенциал. Темпы роста китайской экономики снижаются, надуваются опасные "пузыри" на рынке недвижимости и в сфере кредитования. Китайские эксперты отмечают, что замедление основных экономических показателей способствует сокращению промышленного перепроизводства, а также уменьшению числа финансовых операций с повышенным уровнем риска и устранению диспропорций на фондовом рынке.
— Мы не должны прогнозировать чересчур высокие темпы экономического развития, тем самым оставив пространство для структурных преобразований в экономике КНР,— заявил заместитель генерального секретаря Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Ван Имин.
По его словам, в настоящее время в Китае происходит постепенное замедление темпов роста национальной экономики и складывается так называемая новая норма. Она характеризуется прежде всего переходом от высоких темпов роста к более низким. Происходит оптимизация экономической структуры, когда главную роль постепенно начинает играть третий сектор — сфера услуг и потребительский спрос. Изменяется модель развития с упором не на производство и инвестиции, а на инновации.
Вместе с тем эксперты отмечают, что противоречия в китайской экономике достигли критического уровня. По этой причине правительство страны ускоренными темпами продвигает проекты "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской шелковый путь XXI века" (их объединяют в план "Один пояс и один путь") с целью активизации сотрудничества Китая со странами Азии и Европы.
— Для создания общих условий реализации планов "Один пояс и один путь" необходимо в кратчайшие сроки выработать график на ближайшие несколько лет и дорожные карты,— заявил на церемонии открытия Азиатского экономического форума в Боао председатель КНР Си Цзиньпин.— К настоящему времени более 60 международных организаций, а также стран вдоль этого пути уже выразили желание присоединиться к этой инициативе,— подчеркнул он.
— Концептуальная программа и документы по проекту "Экономический пояс Шелкового пути" уже подготовлены, сделано несколько практических шагов, а ряд инфраструктурных проектов в его рамках уже успешно продвигаются,— сообщил Си Цзиньпин.— Реализация проекта "Экономический пояс Шелкового пути" не навредит действующим механизмам и инициативам регионального сотрудничества. Он будет содействовать сотрудничеству и взаимному дополнению стратегий развития задействованных в нем стран,— подчеркнул глава государства.
Как завязать пояс
Концепцию создания "Экономического пояса Шелкового пути" председатель КНР Си Цзиньпин предложил в 2013 году. Проект предполагает расширение между его участниками взаимовыгодного сотрудничества в торговле, энергетике, инвестиционной сфере, сельском хозяйстве, финансах, туризме и других областях. В первую очередь Китай намерен задействовать в нем те государства, по территории которых в древности проходил одноименный караванный путь, однако Пекин неоднократно заявлял, что участие в нем других стран также приветствуется.
Во время встречи с предпринимателями на полях форума в Боао Си Цзиньпин заявил, что товарооборот Китая со странами — участницами плана "Один пояс и один путь" в ближайшие 10 лет превысит 2,5 трлн американских долларов.
— Мы выдвинули инициативу по созданию плана "Один пояс и один путь" с целью содействия торговому и инвестиционному сотрудничеству между Китаем и этими странами, а также осуществления совместного развития,— подчеркнул Си Цзиньпин.
В ходе своего выступления на форуме Си Цзиньпин высоко оценил перспективы создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Судя по всему, именно этой институции уготована особая роль в реализации всего глобального проекта. Эксперты полагают, что АБИИ позволит существенно укрепить положение Китая на международном рынке финансов и будет способствовать ускорению процесса интернационализации юаня. По мнению ряда аналитиков, именно это направление станет магистральным на ближайшие годы. А некоторые специалисты и вовсе полагают, что Китай, по сути, начинает борьбу за новый мировой финансовый порядок, без долларового доминирования.
— Мировой финансовый кризис вскрыл недостатки существующей международной системы финансов, где главная роль отводится американскому доллару. Ситуация усугубляется тем, что вклад развивающихся экономик в мировой ВВП постоянно увеличивается, однако влияние этих государств в Международном валютном фонде и других международных институтах сравнительно невелико,— разъясняет эксперт Института международных отношений Китайского народного университета Ди Дуншэн.
Именно по этой причине, полагает он, в настоящее время неуклонно растет число стран, заявивших о желании стать соучредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. "Создание нового банка может предоставить Китаю в международной финансовой политике новые возможности, от которых могут выиграть китайские предприятия",— считает Ди Дуншэн.
Как добавил ведущий аналитик Mizuho Securities Шэнь Цзяньгуан, "степень влияния АБИИ выйдет за рамки азиатского региона, что может привести к перестановке сил в мировой финансовой системе". "Идея создать АБИИ получила поддержку не только в азиатском регионе, но и среди сателлитов США. Это свидетельствует об общей усталости от гегемонии американского доллара и о грядущей интернационализации юаня. Можно утверждать, что учреждение банка является успехом финансовой дипломатии Китая",— полагает он.
Это, несомненно, успех: первый меморандум по проекту банка был подписан в октябре прошлого года в Пекине, а 31 марта уже опубликован список стран-соучредителей. Как сообщают китайские СМИ, КНР получила соответствующие обращения от большинства стран-участниц "Большой двадцатки", а также от государств, входящих в число 20 крупнейших экономик мира по версии Международного валютного фонда. Среди них Германия, Франция, Великобритания, Бразилия, Италия, Россия, Индия, Австралия, Республика Корея, Индонезия, Турция, Саудовская Аравия, Швейцария, Финляндия, Египет.
Уставный капитал банка составит 100 млрд долларов, а первоначальный акционерный капитал — 50 млрд долларов. Штаб-квартира банка, который должен быть сформирован к концу 2015 года, расположится в китайской столице.
"Великобритания стала первой западной страной, заявившей о своем намерении стать соучредителем АБИИ",— заявил глава рабочей группы, связанной непосредственно с созданием АБИИ, Цзинь Лицюнь. Он предположил, что общее число стран-соучредителей "может превысить 35 государств", включая четыре страны — участницы группы G7.
— При этом главным акционером в АБИИ станет Китай, в соответствии с размерами экономики и объемом внесенных средств,— подчеркнул Цзинь Лицюнь. И добавил: — Статус крупнейшего акционера — это не привилегия, а ответственность.
Дружба против
На официальном уровне китайцы отрицают какую-либо антиамериканскую заостренность АБИИ. Однако в приватных беседах достаточно серьезные люди говорят, что банк поможет, во-первых, вывести на международный инвестиционный рынок гигантские валютные накопления КНР, во-вторых, он будет способствовать ускоренному превращению китайского юаня (жэньминьби, "народных денег"), в мировую резервную валюту, которая в перспективе получит такое же хождение, как доллар, евро или швейцарский франк. При этом ссылаются на устойчивость юаня, выдержавшего, например, удар азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов и не поколебавшегося во время кризиса 2008 года. Ряд стран уже частично ведут с Китаем расчеты в юанях, но в международных расчетах он еще не задействован. Понятно, что само пребывание столь серьезного международного банка в Пекине уже представляет вызов Соединенным Штатам.
"Китай выступает с инициативой создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с целью удовлетворения потребностей азиатского региона в инвестициях",— разъясняет глава рабочей группы Цзинь Лицюнь. А китайские СМИ, словно комментируя этот пассаж, пишут об обеспокоенности администрации Барака Обамы: США полагают, что банк будет помогать Китаю формировать новые альянсы в обход уже действующих международных финансовых структур. Официальный Пекин пытается развеять эти опасения и заявляет, что Китай изучает возможности сотрудничества АБИИ с другими институтами. Но развеять не сильно получается. Министр финансов КНР Лоу Цзивэй, например, подчеркнул недавно: в АБИИ будут "доминировать развивающиеся страны... Их просьбы и пожелания должны учитываться". А китайские эксперты, отмечая, что в настоящее время основная роль в мировой финансовой системе принадлежит США, не скрывают, что мириться с этим уже трудно.
Аналитик столичного университета Цинхуа Ли Ганцзюнь говорит: "В последние годы произошло существенное укрепление экономического влияния Китая. Однако его доля в МВФ в размере 5 процентов не увеличивается, а участие КНР в работе АБР (Азиатского банка развития.— "О") и других международных финансовых институтах носит подчиненный характер, что вызывает у нас досаду". А Ди Дуншэн из Народного университета полагает, что создание Китаем АБИИ "позволит восстановить баланс между реальными размерами экономики и степенью участия в принятии решений на международном рынке финансов".
Как полагает генеральный секретарь Шанхайского фонда исследований развития Цяо Идэ, в настоящее время Китай предпринимает "ряд шагов по созданию структур, способствующих развитию Азии". Среди них — АБИИ, Фонд Шелкового пути и Банк развития ШОС, которые нацелены на развитие инфраструктуры в азиатских странах. При этом эксперт подчеркивает: данные организации "будут способствовать интернационализации юаня". "На начальном этапе АБИИ и Фонд Шелкового пути будут использовать для расчетов доллары, однако потом они перейдут на использование юаней. С одной стороны, это увеличит объем китайских инвестиций за рубеж, а с другой — будет способствовать более широкому использованию юаня в Азиатско-Тихоокеанском регионе",— поясняет Цяо Идэ.
Китайские специалисты признают: подвижки произойдут не сразу, после запуска АБИИ на укрепление юаня понадобится время. Какое? "В ближайшие 5-8 лет доллар по-прежнему будет занимать ведущее положение в международной финансовой структуре",— прогнозирует Ди Дуншэн. По экспертным оценкам, к 2020 году странам Азии на развитие инфраструктуры понадобится 8 трлн долларов. "Это редкая и хорошая возможность сделать инвестиции. У Китая достаточно опыта и потенциала, чтобы получить хорошую отдачу от вложенных средств",— резюмировал эксперт.
Это и есть ответ: Пекин ожидает наступления новой эпохи в международных финансах через 5-8 лет.
Форум с отдачей
В мировой экономике появилась новая переговорная площадка — форум Боао
Азиатский экономический форум в Боао (островная провинция Хайнань, Южный Китай) является неправительственной, регулярной и открытой международной организацией. Как заявил ранее журналистам глава оргкомитета форума Чжоу Вэньчжун, задачи форума можно свести к трем пунктам. "Во-первых, расширять сотрудничество между странами Азии и способствовать укреплению экономических связей с другими регионами мира. Во-вторых, прилагать усилия с целью налаживания диалога по экономическим, социальным и другим вопросам между представителями государств, предпринимателями, экспертами и учеными. В-третьих, обеспечить условия для постоянно расширяющегося экономического сотрудничества между участниками форума". Россию на форуме представляли на высоком уровне: в 2011 году бывший в то время президентом России Дмитрий Медведев, в 2014 году заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, в этом году первый вице-премьер России Игорь Шувалов.
Такой уровень представительства оправдан: в Боао не только говорят о перспективах, но и договариваются о конкретных проектах. Как сообщил журналистам на полях нынешнего форума первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) получило ряд предложений от китайских партнеров по проекту строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Мишарин добавил, что, в частности, китайские партнеры предлагают строить ВСМ "участками, но параллельно". Кроме того, было предложено провести единый конкурс на строительство всех участков магистрали. При этом тендер на покупку подвижного состава для ВСМ планируется провести сразу после объявления конкурса на строительство, поставщиками которого могут стать две компании, в том числе и китайская. Финансировать проект китайские партнеры предлагают в двух валютах — в рублях и юанях, эта идея сейчас обсуждается. "Для нас выгодно и в юанях, и в долларах. Соотношение будет зависеть от того, как компания может в дальнейшем задействовать полученные юани, на какие цели мы можем направлять эту валюту",— сказал Мишарин. Он добавил, что вопрос будет обсуждаться в течение года, для этого требуются в том числе решения от Центробанков двух стран.