Каждой компании нужна экосистема

Аналитика

МАРИЯ ГРИГОРЬЕВА, глава российской практики Accenture Technology, делится видением того, в каком будущем окажемся мы с вами в ближайшие годы: как изменятся потребители, компании и целые индустрии. Трансформация станет массовой уже в текущем году.

— Какие технологические тренды вы сегодня наблюдаете в бизнесе на глобальном уровне?

— Мы видим, что пару лет назад крупные компании осознали необходимость перехода на цифровые технологии. Только используя правильные ИТ правильным образом сегодня можно сокращать затраты и увеличивать прибыль. Это верно практически для любой сферы. К примеру, возьмем парковки: если владелец парковки (к примеру, торговый центр) выпускает приложение, помогающее водителю найти свободное место, то эффективность использования парковки повышается на 3-4%, что может означать существенный рост прибыли. Системы, которые анализируют предпочтения клиентов и помогают генерировать персонифицированные предложения, помогают продавать больше.

На базовом уровне цифровизация бизнеса уже случилась, но это бесконечный процесс: технологии будут проникать в бизнес все глубже. И сейчас, проведя исследование Technology Vision-2015, мы видим, что количество оцифрованных процессов, данных, бизнесов, начинает рождать новое качество: появляются экосистемы. Цифровые компании и индустрии начинают взаимодействовать между собой по-новому.

— Что такое экосистема в вашем понимании?

— Это система, в которой полноценно взаимодействуют между собой производители технологических платформ (на базе определенного оборудования и программного обеспечения) с производителями новых умных устройств. И также в это взаимодействие включена третья равноценная сторона — поставщики услуг и решений для конечных потребителей. Причем если хотя бы одно звено из этой триады отсутствует или нарушены связи между ними, экосистема будет мертворожденной, не начнет работать.

— Объясните, пожалуйста, на пальцах, что вы имеете ввиду?

— У нас есть проект, реализуемый совместно со "Сколково", в котором как раз можно наблюдать такую комбинацию технологий, приложений, устройств и физических объектов на единой платформе. Идея заключается в том, что дроны, оснащенные фотокамерами, используются для контроля физического состояния линий электропередачи и трубопроводов. Accenture разрабатывает программное обеспечение, которое распознает возможные проблемы, анализируя фотографии,— к примеру чрезмерное провисание проводов или разрыв, наледь, повреждения, неразрешенное строительство и растительность в опасной близости с объектом обследования и т. д. Все собранные данные хранятся на мощностях "Яндекса" и прямо в "облаке" обрабатываются нашим ПО. Оно анализирует собранные фотографии, учитывая маршруты полетов дронов, формирует ортофотоплан и 3D-модель местности, а затем с помощью различных техник компьютерного зрения и анализа данных формирует отчет для клиента, который отображается в виде слоев на "Яндекс.Картах". Это, по сути, экосистема, созданная для решения конкретной задачи, и в ней задействовано сразу несколько сторон: производители дронов, камер, электроэнергетические предприятия, Accenture, "Сколково", Yandex Data Factory.

— У каждого времени есть своя мода — когда-то все делали порталы, потом соцсети, слово "экосистема" в моде уже пару лет как. Почему Accenture говорит о зарождении экосистем именно сейчас?

— Мы видим, что как тренд это движение в сторону экосистем начало формироваться в прошлом году и будет становиться все более отчетливым — в нынешнем. Действительно, само явление уже нельзя назвать новым: есть всем известные компании, которые первыми стали создавать экосистемы. Это Apple, Microsoft, следом за ними Google. Но наше исследование Technology Vision-2015 отчетливо показывает, что в более широких бизнес-кругах этот тренд появился именно сейчас. Исследование производилось посредством интервью с ИТ-менеджерами крупнейших компаний мира, представителями ИТ-компаний, опросов аналитиков. И мы видим, что изменились ментальные установки руководителей: если раньше все были ориентированы только на свой бизнес, заботились о своей прибыли, то сейчас они подняли голову и обратили взор вовне. Это значит, что они ищут новые подходы взаимодействия с поставщиками, транспортными компаниями, платежными системами и другими игроками отрасли, а также компаниями из соседних индустрий. Это происходит на фоне понимания необходимости обмена информацией. Раньше компании стремились сохранить свою информацию и не допустить, чтобы любая другая компания ее получила. Сейчас, напротив, есть понимание, что закрытость, концентрация лишь на своем небольшом поле деятельности лишает множества возможностей. Если не обмениваешься информацией (с ритейлерами, транспортными компаниями и т. д.), то не знаешь, что происходит в окружающем мире, и в результате проигрываешь. То есть компании массово стали видеть для себя возможности в создании экосистем.

— В этом процессе мне видится множество препятствий. Как на счет законодательства, готово ли оно к регулированию такого рода взаимодействия? Какие другие подводные камни в построении экосистем могут обнаружиться?

— Такого рода взаимодействие довольно сложное. Как я уже говорила, каждое звено должно присутствовать и отлично работать, а также должна быть налажена связь между ними, схема взаимодействия должна быть тщательно продумана. То есть, например, какой бы гениальной ни была идея и совершенной — технологическая платформа, если приложение для конечного потребителя будет неудобным, некрасивым, то эта экосистема не будет жизнеспособной. Мы все знаем такие примеры.

Законодательство действительно инертно и может быть фактором, замедляющим появление экосистем. К примеру, в таком взаимодействии не всегда могут фигурировать деньги, может быть взаимный обмен данными. Вопрос: как регулировать ответственность сторон в таких договорах сотрудничества? И даже больше: само общество, потребители не полностью готовы к тому, чтобы разрешить компаниям передавать их своим партнерам. Также технологическая инфраструктура еще не готова к полноценному функционированию экосистем. К примеру, в нашей стране, где дома обогреваются через систему центрального отопления, сложно было бы внедрить решение, которое автоматически снижает температуру в помещении в тот момент, когда автомобиль отъезжает от дома. Именно такую технологию разработала компания Mercedes Benz.

— Следующий виток эволюции экосистем — это что?

— Это то, что мы называем We Economy — экономика всех нас. Когда сотрудничество компаний становится таким, что снова появляется новое качество, взаимодействие происходит на новом уровне. Признаки того, что это происходит, такие. Во-первых, персонификация данных: появляется такая вещь, как "интернет имени меня". То есть пользователь подключается к сети и получает те сервисы, предложения и контент, которые выбраны и сформированы для него. Второе явление — экономика результата: когда мы продаем не продукт или услугу, а именно тот результат, который от них хочет клиент. Умное "железо", ИТ-платформы с интеллектом, самообучающиеся и саморазвивающиеся — это еще две предпосылки. Следующий пункт — новое представление о трудовых ресурсах и сотрудничестве между людьми и машинами посредством программного обеспечения, которое позволяет на основе анализа навыков и знаний сотрудника помочь ему с инструментами для более эффективной работы. Это технологические предпосылки для зарождения новой экономики, в которой границы индустрий размыты и сотрудничество компаний происходит на новом уровне.

— Насколько проявлены эти тренды в России?

— Компании в нашей стране продолжают заниматься переходом на цифровую модель ведения бизнеса. Многие разрабатывают мобильные приложения, оцифровывают данные, строят хранилища, начинают внедрять аналитические платформы, использовать предиктивную аналитику. Интеграция информационных систем между партнерами также происходит — к примеру, крупные FMCG-компании обмениваются данными с производителями упаковки и логистическими предприятиями. Персонификация предложений для клиентов также уже применяется. Это заметно даже по тому, что маркетинговые бюджеты уходят из наружной рекламы в интернет. "Умные" устройства также достаточно распространены на потребительском уровне. "Умные" счетчики для контроля расхода воды и электричества пока встречаются редко, но понятно, что они в скором будущем распространятся. Экосистемы не строятся по щелчку, на это уйдет какое-то время. Но этот процесс уже идет. Например, "Яндекс.Такси" объединяет водителей, таксомоторные компании, интернет-холдинг и потребителей. Переход на цифру и сбор данных уже налажен в крупных компаниях. Пока не все понимают, что дальше с этим делать, но тенденция к развитию есть.

— Насколько вообще важно следовать этому тренду?

— В долгосрочной перспективе каждой компании нужно будет создать собственную экосистему, присоединиться к существующей либо умереть. Выиграть в одиночку против объединившихся в единую систему игроков почти нереально. Конечно, лучший вариант — придумать гениальный ход и объединить партнеров вокруг себя.

Интервью взяла Светлана Рагимова

Вся лента