"Туроператоры вынуждены выкидывать деньги"

В новом сезоне туристы снова могут столкнуться с трудностями при получении компенсаций за сорванные поездки. По данным "РБК daily", около 15% участников рынка застраховали свою ответственность в сомнительной компании. Поступать таким образом туристические компании вынуждает ситуация в отрасли, отмечают эксперты.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Крупные российские туркомпании вновь застраховали свои риски у сомнительного страховщика, пишет "РБК daily". По данным издания, 15% рынка выездного туризма сейчас достались страховой компании "Лойд-Сити". Она выдала гарантии 142 турфирмам на общую сумму почти 4,5 млрд руб. И это при том, что капитал страховщика составляет всего 150 млн, а в самой компании решением суда уже назначено временное управление. В прошлом году многие россияне не смогли возместить стоимость своих путевок из-за того, что страховая компания "Восхождение" не справилась с выплатами. Многие турфирмы сейчас просто вынуждены обращаться к услугам подобных страховщиков, отметил первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

"Большинство серьезных страховых компаний не хотят страховать фингарантии туроператоров. В списке две-три компании, которым можно спокойно доверять, но большинство вызывает сомнение. Беда в том, что по всем формальным признакам эти компании продолжают на сегодняшний день отвечать требованиям закона. Туроператоры, которые и так в сложном положении, вынуждены выкидывать деньги, платя их организации, которая имеет формальные признаки страховой компании. На самом деле, это абсолютно выкинутые деньги, потому что туристы не будут защищены. И если сейчас ожидаемое событие с лидером рынка произойдет, надо будет платить эти деньги еще раз, в другую страховую компанию, которая не факт, что окажется более надежной", — предполагает Канторович.

Сейчас по закону операторы выездного туризма с выручкой не более 250 млн руб. обязаны иметь финансовую гарантию на 30 млн руб. Для более крупных компаний эта сумма составляет 12% от выручки. Финансовое обеспечение в данном случае может быть двух видов: либо договор страхования, либо банковская гарантия. Большинство туроператоров выбирают первый вариант, так как он дешевле. При этом сами страховщики уже давно признали этот рынок слишком рискованным, отметила председатель профильного комитета Всероссийского союза страховщиков Галина Гуляева.

"После анализов результатов прошедшего сезона страховщики пришли к выводу о том, что в такой ситуации, при такой отчетности, при отсутствии контроля, непрозрачности туроператорского рынка невозможно без особых рисков, четко оценить и страховать такие риски. Президиум ВСС поддержал предложение соответствующего комитета о том, чтобы предложить законодателю исключить страхование как форму финансового обеспечения", — считает Гуляева.

Сейчас в Госдуме находится законопроект, который должен обеспечить большую защиту туристов. Так, минимальную сумму фингарантии для туроператора предлагается повысить до 50 млн руб. Кроме того, участников рынка могут обязать создать саморегулируемую организацию. Сами турфирмы предлагают другой вариант: отказ от фингарантий и создание двух фондов — коллективной и персональной ответственности компаний. От гарантий действительно придется отказаться — эти поправки уже внесены, сообщил председатель экспертного совета по законодательству в сфере туризма, депутат Госдумы Михаил Емельянов.

"Реально финансовые гарантии не действуют — ни банковские, ни страховые. Страховщики не хотят страховать этот бизнес, потому что он очень высокорисковый. И невозможно создать пул перестраховщиков, невозможно эти риски перестраховать. Добровольно никто такой пул создавать не хочет. А закон о страховании запрещает принудительное создание такого страхового пула. Ситуация тупиковая, поэтому надо уходить от финансовых гарантий. Программа минимум — это создать некую систему страхования внутри турпомощи, расширить ее функции. Для этого надо создать еще один фонд в рамках турпомощи. Но, в принципе, все эти действия — это движение в сторону саморегулирования", — утверждает Емельянов.

Как сообщили "Коммерсантъ FM" в Госдуме, дата второго чтения поправок в закон "О туризме" пока неизвестна. Эта информация может появиться в конце недели.

Анастасия Парфенова

Вся лента