Сборная стоянка
Судьбу эвакуаторов решают всеми возможными аппаратами
Споры о работе эвакуаторов в Москве вышли на федеральный уровень. Как стало известно "Ъ", скандальный законопроект, урезающий права регионов при использовании погрузчиков, не поддержали замминистра МВД Игорь Зубов и замминистра транспорта Николай Асаул. Глава государственно-правового управления администрации президента Лариса Брычева к законопроекту, наоборот, "замечаний не имеет". Теперь в Госдуме ждут отзывов правительства и президентского Совета по правам человека.
В течение недели комитет Госдумы по госстроительству должен закончить сбор депутатских поправок и отзывов к законопроекту, который исключает в том числе и возможность перемещать на штрафстоянку автомобили, припаркованные под знаком "Стоянка запрещена". Документ подготовлен группой депутатов, включая Вячеслава Лысакова ("Единая Россия") и Олега Нилова ("Справедливая Россия"), после ряда скандальных случаев, связанных с использованием эвакуаторов в Москве. Столичные власти (в лице Московской административно-дорожной инспекции и ГКУ "Администратор московского парковочного пространства"), в свою очередь, настаивают на том, что эвакуаторы необходимы им для освобождения улиц и организации движения.
До сих пор в спорах участвовали депутаты, общественники и представители мэрии Москвы. В середине марта на совещании в Госдуме им не удалось выработать компромисс, после чего к дискуссии присоединились федеральные органы власти. Как стало известно "Ъ", замминистра МВД Игорь Зубов направил в адрес представителя правительства в Госдуме Александра Синенко одно за другим два письменных заключения с разницей в десять дней. Сперва чиновник попросил внести техническую поправку в законопроект: депутаты намеревались передать разработку правил эвакуации с регионального на федеральный уровень, но МВД попросило этого не делать. Во втором письме замминистра МВД уже говорит, что запрет эвакуации машин из-под знака приведет к "невозможности своевременно реагировать на противоправные действия, а также будет способствовать затруднению дорожного движения". Кроме того, стоянку машин под знаками Игорь Зубов называет "одной из основных причин препятствия работы аварийно-спасательных и специальных служб".
Замминистра транспорта Николай Асаул, в свою очередь, в письме, адресованном главе комитета по госстроительству Владимиру Плигину, называет эвакуацию "адекватной мерой обеспечения производства по делам об административном правонарушении". "Прекращение практики задержания транспортных средств серьезно ухудшит и без того непростую транспортную ситуацию,— считает чиновник.— Министерство транспорта считает внесение поправок нецелесообразным".
Однако серьезным противовесом мнению заместителей министра стало заключение Государственно-правового управления (ГПУ) президента РФ, подписанное главой управления, помощником президента Ларисой Брычевой. "Возражений правового характера по доработанной редакции законопроекта не имеется",— делает вывод госпожа Брычева (все упомянутые документы имеются в распоряжении "Ъ").
Дебаты о необходимости корректировки правил эвакуации напоминают споры о минимально допустимом уровне алкоголя в организме водителя, который был отменен в 2010 году. С 2012 года наркологи, ГИБДД и отдельные единороссы (включая господина Лысакова), ссылаясь на зарубежный опыт, пытались вернуть эту норму. Противниками идеи тогда тоже выступали крупные федеральные чиновники — сам премьер Дмитрий Медведев, вице-премьер Игорь Шувалов, а также ряд парламентариев-единороссов. Судьба "закона о промилле" оставалась подвешенной до апреля 2013 года, пока свой взгляд на "промилле" не изменил сам премьер.
"Странно, ведь позицию Минтранса по поводу законопроекта об эвакуаторах никто не запрашивал, да и поправок им не давали (в базе Госдумы они еще не размещены.— "Ъ"),— прокомментировал "Ъ" Вячеслав Лысаков появление отзывов чиновников.— По этой причине, думаю, и сделаны ошибочные выводы. Мы никогда не предлагали полностью отменить эвакуацию автомобилей. Она по-прежнему будет применяться в случаях, когда машина стоит на тротуаре, на трамвайных путях, во втором ряду, то есть при грубых нарушениях ПДД". Позицию замминистра МВД Игоря Зубова парламентарий также раскритиковал: "ГИБДД в результате принятия законопроекта возможности применять эвакуаторы не лишается, я не понимаю, почему об этом говорится в заключении". Отметим, что обычно отзывы от МВД на законопроекты, регулирующие дорожное движение, подписывает "профильный" замминистра Виктор Кирьянов (ранее возглавлявший ГИБДД РФ).
Теперь в Госдуме ждут официальную позицию Белого дома. О подготовке правительственного отзыва упомянул в своем письме замминистра транспорта Николай Асаул. По данным "Ъ", документ этот, скорее всего, будет подготовлен после того, как профильный комитет Госдумы по госстроительству одобрит финальную версию законопроекта, а это произойдет только после решения всех разногласий.
Одновременно с этим тема эвакуация неожиданно заинтересовала правозащитников президентского Совета по правам человека (СПЧ), которые до сих пор практически не касались в своей работе автомобильной тематики. Тема работы погрузчиков будет обсуждаться на одном из заседаний в апреле, сообщили "Ъ" в аппарате совета. Обычно СПЧ вырабатывает рекомендации по решению тех или иных проблем и направляет их органам госвласти и Владимиру Путину. Президент на тему эвакуаторов уже высказывался в конце декабря 2014 года: он заявил, что их нужно применять "в меру", при этом не должно быть "произвола".