«Тангейзер» дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
В минувшее воскресенье министр культуры РФ объявил о том, что директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич уволен со своего поста. Новым директором назначен Владимир Кехман, уже управляющий Михайловским театром в Санкт-Петербурге. Конфликт между православной общественностью и создателями оперы «Тангейзер» разрешился в пользу первой.
13 марта в Министерстве культуры РФ состоялось заседание общественного совета при министерстве. По сути, оно превратилось в публичную порку спектакля в присутствии директора театра. Выступали в подавляющем большинстве те, кто «Тангейзера» не видел. Чаще других на трибуну поднимались представители РПЦ. Почему-то никому в министерстве не пришло в голову, что самое логичное — не обсуждать невиденное, а сесть вечером на самолет, долететь до Новосибирска, посмотреть спектакль — он шел 14 и 15 марта — и потом обсуждать ситуацию не на основе чужих фантазий и голословных обвинений, а на основе собственных впечатлений.
14 и 15 марта «Тангейзер» прошел с большим успехом. Дирекция театра во избежание нагнетания конфликта убрала из оформления злополучный баннер фильма «Грот Венеры» — вместо него опускалось серое полотнище. Оба представления завершились стоячей овацией, никто из зрителей никаких претензий создателям «Тангейзера» не предъявил.
Примирительный жест театра явно не был принят. Через несколько дней после заседания на сайте Минкульта появилось заявление о ситуации, сложившейся вокруг «Тангейзера». Помимо общих рассуждений и угроз пересмотреть финансирование театра в нем содержались призывы к создателям спектакля принести извинения. Когда обвиняемые оправданы судом, по логике вещей не они, а перед ними должны извиниться, но авторам документа так не показалось. Кроме того, министерство объявило о начале финансовой проверки театра.
Таким образом Министерство культуры солидаризировалось с теми, кто нападал на постановку Тимофея Кулябина. Тем более что митрополит Тихон вновь потребовал дать правовую оценку действиям авторов спектакля — видимо, он не в курсе, что решение суда и есть правовая оценка. После чего последовали заявления от «православных активистов» уже в адрес ФСБ, а также на предмет поисков в спектакле признаков порнографии и даже пропаганды гомосексуализма. Отставки директора театра потребовали депутаты местной «Единой России» — правда, посмотреть сам спектакль никто из разжигающих конфликт так и не удосужился.
В минувшее воскресенье в Новосибирск прибыл заместитель министра культуры Владимир Аристархов. Он привез приказ министра Владимира Мединского об увольнении Бориса Мездрича. В интервью телеканалу «Россия 24» господин Аристархов объяснил решение Минкульта тем, что Борис Мездрич не извинился перед оскорбленными постановкой. Тем самым министерство фактически пошло на конфронтацию с театральным сообществом, пренебрегло мнением руководителей большинства федеральных театров, написавших письма в поддержку одного из лучших, успешнейших и опытнейших театральных директоров страны,— Олега Табакова и Льва Додина, Евгения Миронова и Андрея Могучего, руководителя СТД РФ Александра Калягина и главы Гильдии режиссеров Валерия Фокина, руководителей известных московских театров Галины Волчек, Марка Захарова, Сергея Женовача, Евгения Писарева, а также музыканта Бориса Гребенщикова, кинорежиссера Андрея Звягинцева и др.
Одним из немногих, если не единственным руководителем известного театра, выступившим на стороне гонителей спектакля «Тангейзер», был директор петербургского Михайловского театра Владимир Кехман. «Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление»,— заявил тогда Кехман, спектакля, как несложно предположить, не видевший. В воскресенье причина этого удивившего многих заявления прояснилась: именно Кехман был назначен директором Новосибирской оперы вместо Мездрича. При этом он заявил, что не собирается покидать Михайловский театр. На подготовленный „Ъ“ список вопросов о будущем театра новосибирского господин Кехман ответил кратко: «Первое, что я сделаю, — новосибирскому театру будет возвращено его историческое имя — Большой театр Сибири». Интересно, что Новосибирский оперный официально никогда так не назывался. Зато виден размах нового директора — смена названия с точки зрения финансовой является процессом чрезвычайно затратным.
Непонятно, как можно эффективно руководить двумя крупнейшими музыкальными театрами, расположенными в четырех часах лета друг от друга. Причудливость такого назначения меркнет разве что рядом с увольнением Мездрича, которое уже воспринято театральным сообществом как знак победы реакционных тенденций в культурной политике.