«Если у нас есть преимущества, надо ими пользоваться»
Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий об агломерации и особенностях экономики региона
Прошел год с того дня, как Владимир Городецкий занял пост губернатора Новосибирской области сначала в качестве исполняющего обязанности, затем пройдя выборную кампанию. О перспективах прямых выборов, необходимости диверсификации экономики и отличии «Технопрома» от региональных форумов ВЛАДИМИР ГОРОДЕЦКИЙ рассказал корреспонденту „Ъ“ АННЕ ГАДАЛИНОЙ.
— Как вы приняли решение об участии в выборах на пост губернатора Новосибирской области?
— Когда принималось решение о моем назначении на должность исполняющего обязанности губернатора, никакие вопросы предвыборной кампании не обсуждались. Когда встал вопрос о выборах, я попытался понять, насколько мои взгляды на перспективы развития региона будут поддержаны. Дал согласие и участвовал в праймериз. Это были первые праймериз, когда на пост губернатора претендовали шесть кандидатов. За 14 лет работы мэром я хорошо изучил, чем живет Новосибирск. Но во время этой предвыборной кампании я побывал во всех районах, встречался с разными людьми и смог получить представление об особенностях, проблемах и сути сельских территорий.
— Есть разница между управлением городом-миллионником и областью?
— Конечно, разница есть. Руководитель муниципального уровня — это в большей степени хозяйственник. ФЗ-131 «Об организации местного самоуправления» разграничивает полномочия. На муниципальном уровне больше конкретики, связанной с обустройством комфортной жизни, благоустройством, инженерным обеспечением объектов коммунального хозяйства. Но нельзя сказать, что мэр города или руководитель муниципального образования находится вне политики. Приходится принимать решения по инвестпроектам, встречаться с людьми, а это тоже политика.
При этом в управлении и муниципалитетом, и областью должен быть уровень необходимой компетенции с точки зрения понимания управленческих решений, понимания условий, в которых приходится принимать эти решения. В работе губернатора есть одна особенность: я пытаюсь больше контактировать с людьми, чтобы, принимая решения, можно было максимально учесть различные точки зрения. Конечно, сейчас больше встреч на федеральном уровне, в аппарате президента, в министерствах.
— Вы упомянули ФЗ-131, разграничивающий полномочия между уровнями власти. Но этот же закон, как считается, заложил мину межбюджетных отношений, на которой подорвался не один мэр, выясняя, все-таки хозяйственник он или политик. В Новосибирске и области может прижиться формат сити-менеджеров?
— Я, как мэр Новосибирска, принимал участие в разработке этого закона. Полтора года мы обсуждали, спорили. Рабочую группу тогда возглавлял Дмитрий Козак. Пришлось ломать стереотипы о межбюджетных отношениях и полномочиях не только субъектов федерации, но и на федеральном уровне. Одиннадцать лет прошло, тем не менее я убежден, что этот закон сыграл свою роль. Он максимально четко разграничил полномочия между уровнями власти. Раньше не было понятно, кто за что отвечает, за что персонально отвечает губернатор в Новосибирске, а за что мэр. ФЗ-131 максимально расставил точки над i. Да, в него сейчас жизнь вносит коррективы, но это нормальный живой процесс.
Закон внес изменения и в Налоговый кодекс, и в межбюджетные отношения. Если раньше была такая вольница, когда губернатор мог налог на имущество, например, не отдать муниципалитету, то сегодня минимальный уровень межбюджетной обеспеченности законом закреплен. Хочу не хочу, я, как губернатор, обязан в консолидированном бюджете отдать муниципалитету процент с налога на доходы физических лиц, то же самое и по ряду других налогов.
Есть обиды, кому-то кажется, что регион много забирает и мало отдает. Но это зависит от того, как понимать роль областного центра в развитии региона в целом. Нельзя обеспечить развитие области, если нет развития в Новосибирске. Сейчас я это еще больше понимаю. Поэтому, конечно, кроме закрепленных в ФЗ-131 нормативов отчислений у нас есть гораздо больше направлений сотрудничества в межбюджетных отношениях. Это касается и ЖКХ, и проблем сноса ветхого и аварийного жилья, и лифтового хозяйства. Когда я был мэром города, я находил понимание у губернаторов, мы и сейчас находим способы поддержки города. Я прошел там школу, вижу, какие проблемы есть, и понимаю, что самостоятельно бюджет города с их решением не справится, хотя это и его полномочия.
В 2014 году я был вынужден внести конфликтную — в восприятии депутатов городского и областного советов — поправку в бюджет, когда мы забрали в консолидированный бюджет области 10% НДФЛ. Другие территории, кстати, сделали это раньше. Мы сделали это сейчас, потому что очень сложный бюджет. В сложившейся экономической ситуации доходы сокращаются, а защищенные статьи надо в бюджете обеспечить. Это социальные выплаты, заработная плата, меры социальной поддержки, доплата к пенсии. У нас 69 тыс. пенсионеров получают надбавку. Сегодня это около 4,5 млрд руб. в бюджете. Я думаю, мэр Новосибирска Анатолий Локоть убеждается, что решение было правильным. Мы в очень трудной ситуации находимся с точки зрения обеспечения этих статей. Ведь мы сегодня и Новосибирску, и другим муниципальным образованиям выдаем субсидии на выплату зарплаты учителям, врачам.
Что касается выборности, были разные периоды. Я работал в такой системе, когда был и председателем городского совета, и мэром города одновременно. Были и прямые выборы. Сам их трижды проходил в Новосибирске, это непростое чистилище, в то же время это доверие людей, оно дает больше уверенности в работе.
Но время меняется. Все тот же ФЗ-131 после изменений, внесенных в прошлом году, позволяет менять систему построения организации муниципальной власти. Мы в прошлом году решили дифференцированно подойти к этому вопросу, выслушали мнения муниципальных образований, в том числе и Новосибирска. Закон позволяет оставить прямые выборы или перейти на модель сити-менеджеров. В итоге Новосибирск и большинство муниципальных районов высказались за прямые выборы, но пять районов предпочли выбирать главу района из состава представительного органа власти.
Но очередные изменения федерального закона предложили еще одну модель, когда глава муниципального образования избирается на конкурсной основе не из состава депутатов. Создается конкурсная комиссия с участием губернатора, представителей депутатского корпуса. И представительный орган власти муниципального образования утверждает кандидатуру, но по представлению конкурсной комиссии.
Я считаю, что прямая выборность оправданна, но в некоторых ситуациях напрашивается, чтобы вертикаль власти была пожестче. Какое решение в итоге будет принято, я сейчас не буду предсказывать. Мы создали рабочую группу, к апрелю определимся, какую модель выберем. Думаю, в Новосибирске правильно будет оставить прямые выборы мэра. В каких-то сельских образованиях из-за частой сменяемости руководителей можно перейти на конкурсную основу.
— В Новосибирском районе отказались от принятой три года назад смешанной системы выборов в пользу мажоритарной. По смешанной системе выборы еще не проходили, и формального повода говорить о ее неэффективности у райадминистрации нет. Зачем было отказываться от нее?
— Районная администрация принимала это решение не самостоятельно. Чиновники администрации обсуждали вопрос вместе с депутатами и месяц назад провели публичные слушания. Выбрать модель, по которой будут проходить выборы, — это компетенция депутатов. На публичных слушаниях большинство высказалось за мажоритарную систему. Какое решение в итоге примет сессия райсовета, не знаю.
— В Новосибирске в числе преимуществ всегда подчеркивали его выгодное географическое положение. При этом бизнес сетует на недостатки транспортной инфраструктуры. Есть планы решения этой проблемы?
— У нас действительно есть ряд преимуществ перед другими городами, и широкие улицы в том числе. Но в то же время проблема пробок есть. Одним решением, каким бы оно ни было, проблему, я считаю, не решить. Это многоплановая работа. Мне часто говорили, когда я еще был мэром, что, мол, в Новосибирске строили Северный объезд в расчете, что трафик снизится. Северный объезд построили, по федеральной программе, а проблема не решилась. Пробок меньше не стало. А я думаю, в какой степени эта проблема решилась, можно было бы рассуждать, если представить, что Северного объезда нет. Сегодня до 7 тыс. машин идут транзитом, минуя Новосибирск, а если бы они все пошли через город? Тогда бы мы поняли, что такое Северный объезд.
Сейчас стратегическим направлением считаю строительство Восточного объезда: мы едем из Алтая и, не доезжая Искитима, уходим вправо, мимо Академгородка, выходим на Кузбасскую трассу. Это самое напряженное направление. Из Искитима, Бердска, Академгородка все едут по одной улице — Большевистской, по Бердскому шоссе. Там 37 тыс. машин в сутки проходят. И когда мы запустим Восточный объезд, пробок на этом направлении будет меньше.
Третий мост (Бугринский. — „Ъ“) что-то дал? Я считаю, да, пусть и немного. Те, кто едет из Академгородка, Бердска, чтобы попасть на левобережье, должны были проехать через центр города. Сейчас по новому мосту они сразу выходят на улицы Блюхера, Ватутина. Но больший эффект мы получим, когда сомкнем Восточный и Северный объезды новым мостом, так называемым юго-западным транзитом. Это 17 км, сам мост 5,2 км, а сомкнуть эти направления, сделать кольцо — это перспективная задача. Над ее обоснованием мы работаем. Заканчиваем предпроектные работы, подготовку конкурсной документации, чтобы выходить на строительство четвертого моста. Считаю, что этот проект может быть реализован в рамках частно-государственного партнерства. Восточный объезд строится по федеральной целевой программе.
Но есть работа и внутри города. Чтобы решить проблему развития транспортной инфраструктуры, необходимо упорядочить парковочное хозяйство. Нужно развивать систему видеофиксации нарушений. Второй момент, и это целая программа, нужно создать условия, чтобы люди отказывались от личного автотранспорта в пользу общественного. И наиболее актуальна эта проблема для южного направления. Административным методом это не решить, нельзя людям запретить ездить на личном автомобиле.
Первый пересадочный узел в этом году запустим на станции Сеятель. Людям, приезжающим из Бердска, Академгородка, будет удобно приехать на Сеятель, оставить свою машину на хорошо обустроенной парковке под надежной охраной, сесть на электричку и через 27 минут быть в центре города. Провести рабочий день в Новосибирске и вечером спокойно за те же 27 минут на электричке доехать до станции Сеятель. Или минимум полтора часа ехать на своем автомобиле.
— Развитие транспортной инфраструктуры — один из аспектов создания новосибирской агломерации. Этот проект предполагает увеличение численности населения только в границах агломерации до 2,3 млн человек к 2032 году. За счет чего будет обеспечен такой рост и сможет ли регион переварить его? Будут созданы инфраструктура, рабочие места? Кто будут эти люди?
— Когда у нас проходила первая конференция по развитию агломерации, эксперты единогласно пришли к выводу, что у нашей агломерации есть свои преимущества. Во-первых, в центре агломерации крупный мегаполис с мощнейшим потенциалом развития. Во-вторых, в состав агломерации входят 12 муниципальных образований и пять городских округов, где уже сейчас проживает 2,1 млн человек. Создать в этом поле новые точки роста экономики — главная задача с точки зрения мотивации инвесторов. Мы должны показать им эти преимущества, почему мы предлагаем им реализовывать свои проекты именно здесь. Потому что Новосибирск — удобный логистический центр, и это не наша оценка, это оценка экспертов. Да и бизнес сегодня понимает, что лучше, чем из Новосибирска, товаропоток по всей Сибири и Дальнему Востоку не разместить. У нас в Толмачево развивается авиационный хаб. И это еще одно наше преимущество.
За счет чего будет увеличиваться численность? Область уже четвертый год прирастает населением. Раньше у нас было отрицательное сальдо. Да, по миграции мы всегда прирастали, но смертность превышала. Уже три года стабильно растет рождаемость и есть показатели снижения смертности по ряду патологий, в том числе сердечно-сосудистой. В то же время Новосибирская область остается привлекательным регионом для мигрантов. Не тех, кто приезжает к нам на временное трудоустройство. Наши соотечественники после изменения миграционного законодательства активно возвращаются из соседних государств. Кроме того, с введением жилищных сертификатов для военнослужащих 72% военнослужащих СибВО приняли решение переехать в Новосибирск. А это трудоспособное население в возрасте 45-47 лет, у них дети-студенты. И это тоже потенциал, которым мы здорово подкрепились. В Новосибирск стремятся работоспособные, перспективные семьи.
Новые точки роста экономики — это, несомненно, новые рабочие места. Пример — промышленно-логистический парк (ПЛП) рядом с Толмачево. Кризис — а мы вводим новый завод крупнопанельного домостроения. В Маслянино открываем животноводческую ферму на 1,2 тыс. голов дойного стада с новейшими технологиями. Перспективы у агломерации есть. Но смотреть на решение задач надо комплексно. Это же не только рабочие места, должна быть и социальная инфраструктура, где люди будут жить. Сейчас рассматриваем проект строительства жилищной и рекреационной зоны рядом с ПЛП.
— Но застройщики говорят, что строительство на таких удаленных от центра города площадках демотивирует инвестора и потенциального покупателя — именно неразвитостью инфраструктуры.
— Да. Но это их задача — все просчитать. Нет сегодня на территории Новосибирска свободных площадок под застройку. Осталось одно Ключ-Камышенское плато. А дальше надо сносить ветхие бараки, расселять их — и это делается — или входить в пригородную зону. Да, там нет инженерной инфраструктуры. Так ее надо создавать, и их усилиями, и нашими. Я провел совещание по развитию территорий в сторону Пашино, Мошково — участок 420 га. Конечно, там нет канализации, воды, тепла, электроэнергии. Вот мы и рассматриваем, каким образом создавать инфраструктуру, чтобы инвесторы могли строить на этих территориях жилье. Людям будет выгодно там покупать квартиры, но при наличии соответствующей социальной инфраструктуры.
— Создание промышленно-строительного кластера, наукополиса, аэросити как трех узловых направлений развития агломерации экономически просчитано? Во сколько оцениваются инвестиции в этот проект?
— Абсолютное большинство инвестиций в этот проект будет частное. Но не без участия бюджета. За счет бюджета будет создан ключевой элемент — инженерная инфраструктура. В том, что без этого не обойтись, мы убедились, работая над реализацией таких проектов, как ПЛП и технопарк Академгородка. В ПЛП участок 2 тыс. га, мы три-четыре года предлагали инвесторам: приходите, осваивайте участок. Он был никому не интересен. Но как только мы создали необходимую инфраструктуру, подъездные пути, железную дорогу, электроэнергию, воду, инвесторы очень быстро вошли на площадки как резиденты. Сейчас в парке уже 21 компания-резидент.
Объем капитальных вложений в необходимую для агломерации инфраструктуру сейчас просчитать трудно. Но это рабочий процесс. Наукополис будет развиваться, у него большие перспективы. Что касается аэросити, то уже сегодня инвестор вкладывает в развитие аэропорта Толмачево 10,5 млрд руб. Утверждена федеральная программа на 8,7 млрд руб. Материальная сторона развития нашего аэропорта с точки зрения хаба — и транспортного, и пассажирского, и грузового — реализуется. Мы ставим сегодня другую задачу — создать удобную схему доставки пассажиров в Толмачево. Я рад, что мы находим понимание по этому поводу в РЖД. Но ставим вопрос шире: необходимо обеспечить удобную доставку пассажиров из Барнаула, Кемерова, Новокузнецка, Томска, Омска. Красноярск для нас далековат. Но из этих городов пассажиры могут на скоростных электричках приехать в Новосибирск и за 30 минут от железнодорожного вокзала добраться в аэропорт, чтобы отправиться на отдых в страны Юго-Восточной Азии, например.
— С развитием аэросити, по моим ощущениям, новосибирская агломерация поглотит соседние регионы, или по крайней мере их аэропортовую составляющую.
— Нет, мы никого не поглотим. Эксперты это подтверждают. Но то, что Новосибирск удобен и притягателен с точки зрения логистики, — это точно. И если у нас есть такие преимущества, надо ими пользоваться. И мы будем это делать, целенаправленно.
— Что, на ваш взгляд, является определяющим для развития экономики региона? Какие отрасли сегодня способны обеспечить ее рост?
— Сегодня, я считаю, мы правильно обозначили для себя задачу. Разрабатываем программу реиндустриализации экономики Новосибирской области. За пять лет ВРП — он сегодня у региона 776 млрд руб. — должен дойти до 1 трлн руб. Мы сегодня стабильно находимся в топ-20 регионов России по объему ВРП. Но мы внизу списка. Впереди нас регионы с объемом ВРП и два, и два с половиной триллиона рублей.
Программа предусматривает новые точки роста, новые технологии, прорывные проекты, вытягивающие экономику. И эти точки роста сегодня у нас во всех отраслях.
Наиболее динамично развивается и больший резерв для прироста есть в АПК. Он, может, не такой большой по объемам, но если смотреть на динамику прироста, то там потенциал есть. Сейчас на этот сектор экономики в валовом региональном продукте приходится 71 млрд руб., задача выйти на 120 млрд руб. Хорошие перспективы в промышленности, это микроэлектроника, ИТ, новые материалы, строительная отрасль.
Я не вижу одну-две отрасли как самые главные, чтобы их выделить. Преимущества экономики Новосибирской области в ее диверсифицированности. У нас нет монополии, например, угольной промышленности или металлургии. Если обвалились сырьевые рынки, то крах пришел и для экономики региона.
Мы даже кризис 2008 года пережили легче, чем соседи, потому что у нас не было обвала какой-то одной отрасли. Но где именно больше предпосылок для роста, покажет программа реиндустриализации. Где у нас есть научные проекты, какие отрасли промышленности готовы воспринимать новые технологии и быстрее их реализовывать.
— Такая диверсификация экономики может быть преимуществом региона и в привлечении инвесторов.
— Конечно. Когда экономика многоплановая, инвестору легче найти возможности для реализации своих проектов. У нас и ИТ, и пищевая, и перерабатывающая промышленность, микроэлектроника и оборонка. 39 предприятий находятся в стадии выполнения оборонного заказа. Который, кстати, в стратегических приоритетах федерации. Это здорово.
— Что вы ждете от «Технопрома-2015»? Проведение подобных форумов, кроме того что это способствует улучшению имиджа региона, помогает развитию экономики территории?
— Подобных площадок сегодня много, ведь был Байкальский экономический форум, умер, и никто о нем уже не вспоминает. В какой-то стадии развития Красноярский форум. «Технопром» рассчитан на специализированный диалог о развитии новых технологий. Нам удается кроме общих представлений о технологиях, теоретических рассуждений о них показать и механизмы их реализации, предпосылки внедрения разработок в промышленность, возможности практического применения этих технологий.
В прошлом году форум был посвящен развитию системы ГЛОНАСС. Первый форум обсуждал перспективы применения нанотехнологий. Участников форума тогда возили на «НЭВЗ-Керамикс», показывали им прикладные возможности тех технологий, которые пока обсуждаются больше в теории. Вот в чем интерес.
Поэтому к нам приезжают такие монстры, как вертикально интегрированные корпорации, федеральные крупные компании. Оргкомитет возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин, это же о чем-то говорит.
— По оценкам экспертов, в нынешних экономических условиях регионам придется постараться, чтобы привлечь частный капитал. Какие конкурентные преимущества есть у Новосибирской области, проекты в каких сферах интересны региону?
— Среди регионов России в нынешних экономических условиях существует сложная конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы, крупные и долгосрочные проекты. Поэтому главным конкурентным преимуществом в такой борьбе становится создание для инвесторов необходимых условий и инфраструктуры, в частности в рамках формирования индустриальных и технологических парковых проектов.
В течение ближайших трех — пяти лет будет сформирована сеть перспективных инвестиционных (промышленных) площадок. Тенденции указывают на усиление предпринимательских инициатив в этом направлении — активизацию создания частных промышленных площадок. Формированием сети площадок, их реестра и на их основе инвестиционных предложений будет заниматься Агентство инвестиционного развития Новосибирской области.
Еще одним важнейшим конкурентным преимуществом нашего региона становится активная реализация кластерной политики в создании и развитии информационных и биофармацевтических технологий, медицинских услуг и технологий, стройиндустрии, приборостроении, развитии нанотехнологий и электроники.
Для включения в федеральные программы от Новосибирской области подготовлено 30 перспективных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию региона в сфере высокотехнологической промышленности, АПК, секторе производства строительных материалов, транспорте. Основное количество (более 85%) проектов относятся к высокотехнологической промышленности. Объем инвестиций в перспективные проекты превышает 25 млрд руб. и варьируется от 30 млн до 7,5 млрд руб. на один проект.
В целом, как показали последние рейтинги, основанные на официальных данных Росстата и статистике федеральных ведомств, наш регион стабильно обладает средней инвестиционной привлекательностью и умеренным риском. Однако мы стремимся улучшить наши позиции. С этой целью я принял решение укрепить Агентство инвестиционного развития Новосибирской области, кадровый состав которого значительно обновился за последние месяцы.
— Часть предприятий Новосибирской области уже объявили о сокращении рабочей недели, кто-то вовсе останавливает производство, отправляя рабочих в неоплачиваемые отпуска. При самом пессимистичном сценарии развития ситуации на крупных предприятиях не избежать массовых сокращений. Регион готов к росту безработицы? Что вы можете предложить в качестве решения проблемы?
— При массовой безработице особо ничего не предложишь. Но отдельные элементы поддержки у нас есть. Мы мониторим ситуацию на рынке труда ежедневно и еженедельно подводим итоги. На некоторых предприятиях, например, сложилась ситуация недозагрузки производственных мощностей. Менеджмент принимает решение сократить рабочую неделю, но это дает возможность сохранить рабочие места, чтобы потом люди вернулись к прежнему уровню загруженности. Мы видим ситуации, на которые можем повлиять. В Горновском карьероуправлении, на заводе спецжелезобетона, а оно там градообразующее, объявили о массовом сокращении. Основной заказчик этого предприятия — РЖД. Мы вмешались, провели переговоры с РЖД, попросили подкрепить горновское предприятие заказами, тем более идет модернизация БАМа. Ситуацию спасли.
Сказать, что мы в каждом случае можем так повлиять на решение собственников, я не могу. Тем не менее все под контролем: смотрим, что происходит с задолженностью по заработной плате.
Я не скажу, что ситуация на рынке труда у нас критическая, но и особых поводов для пессимизма нет. У нас 19 тыс. вакансий на рынке труда. Официальный уровень безработицы в регионе, который фиксирует служба занятости, у нас один из самых низких — 1,2%. Да, немного он увеличивается, но не критически. Сегодня многие предприятия, заявлявшие о сокращении штатов, отказались от этих планов, удалось оптимизировать производство. Ситуация управляемая.
— Многие частные компании сегодня, принимая решение о закрытии производства и увольнении людей, рассчитывают на помощь государства. Это справедливо?
— Я думаю, государство не может за частника решать, закрывать ему бизнес или нет. Но мы должны объективно рассмотреть обстоятельства, почему так происходит, убедить предпринимателя не торопиться расставаться с трудовым коллективом. Смотрим на причины: если у кого-то возникли сложности с кредитованием, мы выходим на банки, находим решения. Это деликатная работа, и она идет каждый день.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО: Городецкий Владимир Филиппович
Родился 11 июля 1948 года в деревне Алексино Починковского района Смоленской области. Окончил Брянский институт транспортного машиностроения. В 1972 году по распределению приехал в Новосибирск на комбинат стройиндустрии. В 1983 году был избран вторым секретарем Первомайского РК КПСС, с 1985 по 1989 год возглавлял Первомайский райисполком. Затем три года был первым заместителем председателя Новосибирского горисполкома. С 1992 года — коммерческий директор Новосибирского хлопчатобумажного комбината. С 1996 года — первый заместитель мэра Новосибирска, директор департамента экономики, инвестиций и промышленной политики. Трижды избирался мэром Новосибирска: в 2000, 2004 и 2009 годах. В 2006 году вступил в партию «Единая Россия». Распоряжением губернатора Новосибирской области Василия Юрченко 9 января 2014 года назначен заместителем губернатора, курирующим развитие новосибирской агломерации. 18 марта 2014 года стал исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области в связи с отставкой господина Юрченко. 14 сентября избран губернатором Новосибирской области. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», орденом РПЦ преподобного Сергия Радонежского II степени. Женат, двое детей, четверо внуков.
ДОСЬЕ: Новосибирская область
Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года путем разделения Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край. В 1943 году из состава области была выделена Кемеровская, а в 1944 году — Томская область. Административный центр — город Новосибирск. Область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь территории — 178,2 тыс. кв. км. Протяженность с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. На севере граничит с Томской областью, на юго-западе — с Казахстаном, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью. Численность населения области, по данным Госкомстата России, на 2014 год составляла 2 746 822 человека. Плотность населения — 15,45 человека на 1 кв. км. Городское население — 78,52%. В 2015 году бюджет Новосибирской области предусматривает доходы в размере 100,1 млрд руб., расходы — 111,3 млрд руб. Дефицит бюджета составляет 11,2 млрд руб.