"Украина не выделяла деньги даже на самые неотложные нужды"
Директор ДИО Минобороны Дмитрий Куракин о количестве и качестве крымских активов
Спустя год после вхождения Крыма в состав России Минобороны смогло оценить состояние активов, доставшихся от вооруженных сил Украины. О том, что российские военные нашли на полуострове, корреспонденту "Ъ" ИВАНУ САФРОНОВУ рассказал директор департамента имущественных отношений (ДИО) ДМИТРИЙ КУРАКИН. Кроме того, он первым из официальных лиц Минобороны прокомментировал арест своего заместителя Александра Горшколепова.
— Почему Минобороны понадобился год на то, чтобы разобраться с имущественными вопросами в Крыму?
— Год назад ни у кого не было ясности, как их решать. С военными активами сложилась следующая ситуация: Черноморскому флоту РФ, базировавшемуся там на основании подписанного межправительственного соглашения между Россией и Украиной, все имущество принадлежало на правах аренды, в собственности не находилось ни одного квадратного метра земли, ни одного здания. Без согласования с Украиной ничего с этими активами сделать было нельзя: ни провести капитальный ремонт, ни снести ветхое здание. Даже разместить там гражданские подразделения компании "Славянка" было невозможно. На полуострове базировались вооруженные силы Украины и, соответственно, имелись фонды и земельные участки для их размещения. После принятия Крымом и Севастополем решения о своей независимости это имущество стало собственностью двух независимых государств, а уже после их вхождения в состав России — превратилось в госсобственность субъектов РФ.
Тогда ДИО откомандировал большую группу специалистов, которая три месяца проводила инвентаризацию военного имущества. Это без малого 9 тыс. объектов недвижимости, 650 военных городков, более 78 тыс. гектаров земли — всем этим на территории Украины управляли четыре квартирно-эксплуатационные части (КЭЧ), над которыми было одно квартирно-эксплуатационное управление. Никто не знал, что делать с этими структурами, кому они подчиняются, чьи приказы исполняют. Случались и детективные истории: на территории частей врывались неизвестные люди, которые пытались изъять техническую документацию, уволить руководителей. Интерес к "бумажному наследию" украинских КЭЧ был огромен! С вхождением полуострова в состав России объекты были взяты под охрану, сотрудники КЭЧ после тщательной проверки переходили на специально созданные в штабе Черноморского флота штатные должности. От них тогда требовалось только одно: сохранить имеющуюся документацию на объекты. Нужно отдать должное украинским КЭЧ: она имелась в достаточном объеме и была оформлена на приличном уровне, хотя, конечно, ни о каком кадастре или регистрации прав не было и речи. Наши комиссии выехали на все без исключения объекты, обеспечили фотофиксацию их состояния, а также составили карты и схемы всех военных городков.
— Когда планируете начать передачу объектов в федеральную собственность?
— Мы оказались первой федеральной структурой, которая не просто начала передачу в федеральную собственность имущества в Крыму и Севастополе, но и получила конкретный результат. Севастополь уже передал РФ в лице Минобороны в собственность 275 городков и 102 электрические сети — это крупнейшее энергетическое предприятие, снабжающее не только Севастополь и его окрестности, но и другие районы полуострова. В ближайшее время 247 военных городков передаст Крым. Что касается качества имущества, то оно там поистине ужасающее. Директора санаториев мне неоднократно жаловались, что деньги не выделялись даже на самые неотложные нужды.
— Вы заключали договоры о безвозмездном пользовании объектами?
— Мы сделали это сразу же, поскольку необходимо было нести по ним все эксплуатационные расходы, в том числе гасить долги Украины перед ресурсоснабжающими организациями. Потом встал вопрос: что делать дальше? Все ли объекты будут переданы в федеральную собственность? Мы в России передаем тысячи военных городков, чтобы регионы получили возможность развиваться — в первую очередь за счет земельных активов. Логично и в Крыму сразу же решить вопрос по избыточным активам. Но для этого их нужно четко определить. Вот, например, на улице Хрусталева в Севастополе расположены четыре военных городка подряд. И при этом все сдано в аренду: какая-то контора надгробия делает, какое-то кафе, заправки и еще бог знает что... Эти городки нам нужны или не нужны? Губернатор Севастополя Сергей Меняйло заявил о потребности города в этом имуществе, чтобы сделать там автобусный парк, штрафстоянку, промышленные объекты. Но и нам тоже нужно разместить военную полицию, материальные склады, автопарки. В итоге приняли решение, учитывающее и наши, и городские интересы.
— Минобороны продолжает реализовывать непрофильные активы?
— С первых дней прихода в Минобороны Сергеем Шойгу был введен мораторий на реализацию всех недвижимых активов, в том числе находящихся на балансе акционерных обществ, входящих в холдинг "Оборонсервис". С тех пор не было ни одной сделки по продаже высвобожденного недвижимого имущества, не реализовано ни одного квадратного метра. Все непрофильное для нас имущество передается субъектам РФ и муниципальным властям без каких-либо финансовых обязательств.
— Можете прокомментировать арест вашего заместителя Александра Горшколепова?
— Могу только сказать, что всем сотрудникам очень обидно, что личная непорядочность одного человека нанесла ущерб репутации всего коллектива департамента.
— Когда вам стало известно о его деятельности?
— Про это мы ничего не знали, хотя сигналы от правоохранительных органов стали поступать в конце 2014 года. После этого Александр Горшколепов был сразу же отстранен от своих обязанностей и отправлен в отпуск с последующим увольнением. Любой человек, попавший в беду, заслуживает сочувствия, но я считаю, что ставить под удар результат работы большого коллектива — безответственно.