Майонеза много не бывает

НМЖК планирует расширить нижегородское производство

Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК) намерен расширить производство масложировой продукции в регионе. По данным областного минсельхоза, компания планирует построить в Нижегородской области новый завод, в том числе не исключается вынос производства за пределы города. На НМЖК объемов инвестиций и мощностей будущего производства не называют, а вынести завод за пределы города готовы только в случае господдержки. Впрочем, российский рынок майонеза уже насыщен, а рост потребления фасованного маргарина на фоне снижения доходов населения может носить краткосрочный характер, предупреждают эксперты.

О намерении НМЖК построить в Нижегородской области новый масложировой комбинат рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Сергей Курепчиков. По его словам, речь идет о создании нового производства с выносом за пределы Нижнего Новгорода или о строительстве более компактного и более эффективного производства на базе нижегородской площадки. «Мы ожидаем несколько миллиардов инвестиций в этот проект, он уже замечен на федеральном уровне, тем более что НМЖК входит в число значимых российских предприятий», — отметил замминистра.

На самом комбинате о своих планах пока говорят осторожно. «Территория, на которой НМЖК располагается со времени своего основания в 1898 году, находится в черте города, близко к жилым районам, что накладывает определенные ограничения на организацию деятельности компании. Нижегородская площадка не оптимизирована под современные требования к производственно-логистическим процессам. Безусловно, несмотря на кризис, мы рассматриваем возможности увеличения объемов производства как на существующей территории, так и на возможной новой площадке за городом. Просчитываем несколько проектов одновременно, учитывая все возможные преимущества и риски», — отмечают в компании. Решение о том, какой проект будет реализован, пока не принято, добавляют на заводе. Но на фоне развивающегося кризиса, который «наложил свой отпечаток», основным вариантом НМЖК считает повышение эффективности существующего производства на действующей площадке в Нижнем: «В 2014 году были реализованы проекты по снижению себестоимости, введены в строй новые мощности для производства соусов и майонезов. А перенос производства за черту города без финансовой поддержки государства своими силами в условиях кризиса просто невозможен».

• ОАО «Нижегородский масло-жировой комбинат» создано в 1993 году на базе активов основанного в 1898 году предприятия. Выпускает маргарины, майонезы, спреды, мыло. Входит в состав группы НМЖК, включающей также перерабатывающий комбинат в Самаре, маслоэкстракционные заводы в Оренбурге, Урюпинске и Сорочинске, элеваторы в Волгоградской, Самарской, Оренбургской и Саратовской областях и в Башкортостане. По собственным данным, компания занимает 18% российского рынка майонезов, более 40% рынка фасованных маргаринов, 14% рынка соусов и 11% рынка туалетного мыла. Большинство пищевых производств, выпускающих готовую продукцию, сосредоточено в Нижнем Новгороде.

Комментируя планы НМЖК в контексте рыночной конъюнктуры, эксперты отмечают, что рынок майонезов в России уже насыщен и драйверов для его заметного роста пока нет. «В среднем потребление майонеза в России значительно выше, чем в других странах. Производители уже пытались нарастить спрос за счет вывода на рынок новой продукции, соусов, но безуспешно: практика показала, что россияне довольно консервативны и предпочитают классический майонез. Поэтому радужных перспектив у новых производств я не вижу», — говорит исполнительный директор «Совэкон» Андрей Сизов. По оценкам BusinesStat, объем рынка майонеза и майонезных соусов в 2015 году составит 761,5 тыс. т, что на 2,5% ниже аналогичного показателя в 2014 году. При этом сокращение розничных продаж, по прогнозу аналитиков, окажется ниже всего на 1,8% по сравнению с прошлым годом. Объем российского рынка маргарина в 2014 году BusinesStat оценивает в 427,3 тыс. т, что на 5,6% больше по сравнению с 2013 годом. «Производители пищевых продуктов, в состав которых входят сливочное или растительные масла, в целях экономии и удешевления производства стали активно переходить на более дешевый маргарин. Спрос на маргарин со стороны населения в условиях сокращения реальных доходов и высокой инфляции также вырос», — поясняет аналитик BusinesStat Анна Анисимова. В 2015 году эксперт прогнозирует рост объема рынка маргарина на 1,3%, так как и предприятия, и население будут продолжать искать пути сокращения издержек. Что касается майонеза, то, несмотря на сложную ситуацию в экономике, продажи сократятся минимально.

По оценкам BusinesStat, запланированный рост производства НМЖК будет компенсирован спросом, поскольку в кризис рынки недорогой продукции массового потребления показывают положительную динамику. «Это было характерно в 2010 году, то же мы наблюдаем и сейчас. С учетом того, что в ближайшие годы не ожидается резкого роста реальных доходов населения, спрос на качественные и недорогие товары будет оставаться высоким. Более значительной проблемой может стать срок окупаемости подобного проекта из-за высокой стоимости заемных средств, а также роста стоимости сырья и оборудования из-за слабого рубля», — добавляет госпожа Анисимова. В этой связи аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Ирина Кугучина отмечает, что в 2015 году группа НМЖК планирует запустить производство растительных масел на Сорочинском маслоэкстракционном заводе в Оренбургской области, что позволит нижегородскому комбинату покрыть часть потребности в сырье.

Анна Павлова

Вся лента