ВТБ неохотно делится с ОАО РЖД
Из 100 млрд рублей банк отдаст монополии не все и не сразу
ВТБ сегодня начнет возвращать ОАО РЖД выделенные монополии из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 100 млрд руб. Эти средства должны пойти на инвестпрограмму госкомпании, но ушли на покупку банком ОФЗ. Но пока в ВТБ говорят о выкупе облигаций ОАО РЖД на 60 млрд руб., причем половину этой суммы монополия получит только к осени. Может ли ОАО РЖД рассчитывать на оставшиеся 40 млрд руб., непонятно, но источник “Ъ” в монополии уверяет, что в компании не видят проблемы в отсрочке платежей.
О том, что сегодня ВТБ должен выкупить первый транш инфраструктурных облигаций РЖД на 30 млрд руб. и еще два транша по 15 млрд руб. до 1 октября, вчера сообщил ТАСС со ссылкой на президента банка Андрея Костина. «Всего пока 60 млрд руб., но может вмешаться Минфин и что-то передвинуть»,— добавил господин Костин.
Всего ОАО РЖД планировало привлечь в этом году за счет облигаций 100 млрд руб. из ФНБ на реализацию инвестпрограммы (общий объем — 414,1 млрд руб.). Свыше 60 млрд руб. должно было пойти на покупку 467 локомотивов, остальное — на развитие подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна и модернизацию участка в восточной части БАМа. Но в конце декабря 2014 года выделенные ВТБ для ОАО РЖД 100 млрд руб. Минфин велел направить на покупку трехмесячных ОФЗ. Это привело к публичному скандалу: ОАО РЖД не подписало контракты на закупку локомотивов, а локомотивные заводы приостановили производство и грозили массовыми увольнениями (см. “Ъ” от 30 января). Ситуация разрешилась только после того, как в феврале ВТБ согласился кредитовать основных поставщиков монополии «Трансмашхолдинг» и группу «Синара» на 15 млрд руб., а ОАО РЖД должно было расплатиться с банком за счет средств от размещения облигаций в пользу ВТБ.
Но сейчас господин Костин говорит только о выкупе облигаций ОАО РЖД на 60 млрд руб., а вопрос об оставшихся 40 млрд руб. остался непроясненным. Глава ВТБ ограничился заявлением о том, что «если будет остаток, правительство его также разместит в ЦБ под определенную ставку». От дальнейших пояснений в ВТБ отказались. В Минфине вчера не ответили на запрос “Ъ”, но 26 марта там заявляли, что «поступившие от погашения ОФЗ средства после 30 марта будут поэтапно инвестированы банком в инфраструктурные проекты, при этом временно не используемые средства будут размещаться в ОФЗ или на депозиты в Банке России».
Источники “Ъ” ранее уверяли, что все 100 млрд руб. монополия должна получить в конце первого квартала. Вчера в ОАО РЖД отказались комментировать эту тему, но собеседник “Ъ” в монополии говорит, что в госкомпании не видят проблемы в отсрочке платежей. Что касается оставшихся 40 млрд руб., то их в ОАО РЖД также рассчитывают получить в этом году, а «сейчас заминка связана с тем, что паспорта трех проектов не утверждены профильными министерствами, но это дело времени», поясняет собеседник “Ъ”. Но источник “Ъ” в Минэкономики назвал заявленную ВТБ конструкцию по выделению средств ОАО РЖД «не согласованной с правительством». «Было распоряжение премьера о передаче ОАО РЖД 100 млрд руб., и, по сути, эти действия сейчас ему противоречат»,— отмечает он.
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров не исключает, что ОАО РЖД получит в этом году только 60 млрд руб., а оставшиеся 40 млрд руб. либо будут перенесены на следующий год, либо правительство вовсе откажется от их выделения. Но даже заявленной суммы достаточно для исполнения монополией основных элементов ее инвестпрограммы на 2015 год, уверен аналитик.