"Не всегда то, что подвергается гонениям властей, является первоклассным"

В России не появится религиозной цензуры. Об этом заявил замминистра культуры Александр Журавский. По его словам, скандальная постановка "Тангейзер" была запрещена по этическим соображениям. По мнению журналиста Дмитрия Губина, критика властей и чрезмерное внимание общества к постановке совершенно не связаны с художественной ценностью произведения.

Фото: Фото из личного архива Д. Губина

Чтобы написать этот текст, мне пришлось отвлечься от "Тангейзера" в моем смартфоне. Исполнение, конечно, не Новосибирского театра оперы и балета, а Королевской оперы в Ковент-Гарден с Плачидо Доминго в роли Тангейзера, но, если в Новосибирск лететь времени нет, то сойдет. Я модный парень, а модный парень обязан слушать модную музыку. После же новосибирского воскресного молитвенного стояния совершенно очевидно, что Вагнер — тренд сезона. А коли уж в Новосибирске молитвенно стоял лично боксер Валуев и достоялся до того, что директора местной оперы уволил министр Мединский, тренд понятен даже начинающему моднику.

Вообще-то мир моды — сложный мир, он бинарными оппозициями типа "хорошо — плохо", "черное — белое", "парень в теме — парень лох" не определяется. Я редактировал пару глянцевых журналов, так что знаю. В сложно устроенных социальных конструктах упрощения в качестве путеводной звезды не годятся, но в примитивных вполне работают. Я помню, как сразу по перестройке мне в Москву позвонила из Иванова моя тогда еще молодая мама. "Сыночек, — сказала она, — раньше я все понимала. Если газета "Рабочий край" ругает выставку Глазунова, значит, Глазунов хороший художник. А теперь в одной газете пишут одно, в другой другое, а по радио говорят третье. Кому верить?"

Я потому и не люблю бинарные социальные оппозиции, что не всегда то, что подвергается гонениям властей, является первоклассным. Советская власть равно ругала Глазунова, Бродского и The Beatles. Однако The Beatles — отличная группа, Бродский — выдающийся поэт, а Глазунов — всего лишь создатель православной манги, героев которой объединяют глаза-плошки, как в "Огниве" Андерсена, да полное отсутствие выражения на лицах. Советская власть гнобила Глазунова по тем же понятиям, по которому гнобила православие, и по которому православие ругает католицизм, — все это смежные конфессии, у них, так сказать, административные разборки.

Однако повторю: в примитивно устроенных обществах процент попаданий в схеме "люби то, что ругает власть" весьма высок. Ругает депутат Милонов братьев Чепмен — беги в Эрмитаж, ругает министр Мединский "Левиафана" — беги в кино, идет боксер и депутат Валуев вместо оперы в церковь — беги на "Тангейзера" и забудь про молитвенное бдение.

Примитивизация моды и примитивизация общества — параллельные процессы. Достаточно поступать вопреки тому, как велят новоявленные Попович, Никитич и Муромец, то есть богатыри земли Русской Милонов, Мединский и примкнувший к ним Валуев, — и будешь моден. Взгляд, конечно, варварский, но верный.

Зато моя мама может вспомнить молодость. Как говорится, нет худа без добра.

Вся лента