Высокобюджетная месть
Повторят ли «Мстители: Эра Альтрона» успех самых кассовых сиквелов
Премьера из разряда "дождались": сиквел самого успешного творения из киновселенной Marvel, "Мстители: Эра Альтрона", отправляется на штурм мировых и российских экранов.
Про успех первого фильма из серии, вероятно, когда-нибудь будут писать киноведческие работы, в которых подробно разберут и звездный ансамбль, и особенности сюжета, и точное попадание маркетинговой кампании. Впрочем, вторая картина с точки зрения кинопроизводства кажется не менее интересной.
Во-первых, в ней есть своя тайна, а именно точная сумма потраченных создателями денег. В оригинал было вложено $220 млн, что принесло $1,518 млрд и позволило добиться фантастического для крупнобюджетной постановки коэффициента кассового успеха (ККУ) 6,9. Про сиквел достоверно известно следующее. В нем самое большое количество цифровых эффектов из всех марвеловских фильмов. Ради него пришлось перезаключать дорогостоящий контракт с Робертом Дауни-младшим, чьи обязательства по исполнению роли Тони Старка перед киностудией истекли после третьего "Железного человека". Дизайнер картины Чарлз Вудс спроектировал и построил гигантскую "Башню Мстителей", штаб-квартиру организации, чуть не побив еще один внутренний студийный рекорд по величине и стоимости декораций. В общем, понятно, что бюджет у "Эры Альтрона" запредельный. А вот какой конкретно, вероятно, узнаем через несколько недель после старта.
Во-вторых, в производстве картины так или иначе поучаствовала куча людей, компаний и даже государств. К примеру, всемирно известная фирма Harley Davidson поделилась с создателями своим первым электромотоциклом Project LiveWire, чтобы на нем гоняла героиня Скарлетт Йоханссон — Наташа Романова по кличке Черная Вдова. А цифровой гигант из Южной Кореи Samsung так сдружился с Marvel, что выпустил линейку устройств, разработанных под впечатлением от "Мстителей", разумеется, в ответ устроив массированный продакт-плейсмент своих гаджетов в сиквеле. С Южной Кореей, кстати, у создателей "Эры Альтрона" вообще сложились очень теплые отношения. Местное Министерство культуры, спорта и туризма не только предоставило все нужные разрешения для съемок на улицах Сеула, в том числе в районе Гангнам, прославленном песней рэпера Psy, но и вернуло 30% всех затрат съемочной группы, благо существует специальная государственная программа поощрения подобных проектов. Кроме Кореи в сиквеле появляются итальянский городок Аоста (он изображал вымышленную славянскую страну Соковию, откуда родом новоприбывшие герои Ртуть и Алая Ведьма), южноафриканский Йоханнесбург, Лондон и восточная Англия, кладбище кораблей Читтагонг в Бангладеш и, конечно же, Нью-Йорк.
В-третьих, "Эре Альтрона" выдают множество авансов. Журнал Boxoffice в лице своего старшего аналитика Фила Контрино полагает, что дебют картины в домашнем прокате побьет все существующие рекорды, и делает эти выводы на основе активности в социальных сетях и твиттере, которая уже превышает все доселе наблюдаемые показатели. Определенный скепсис наблюдается только в том, насколько именно сиквел сможет превзойти оригинал. Некоторые кинокритики вообще считают, что собрать полтора миллиарда для него — задача не из реальных. Это довольно скоро удастся проверить эмпирически, но уже сейчас понятно, что "Эре Альтрона" совершенно не светит попадание в рейтинг сиквелов, улучшивших кассовый результат первой части. Чтобы просто протиснуться на последнюю позицию топ-5, новой работе Джосса Уидона пришлось бы собрать несусветные $10 млрд.
А так на пятом месте расположился "Терминатор-2" Джеймса Кэмерона. Первый фильм из серии является ярким образцом высокой прибыльности, поскольку при бюджете $6,4 млн заработал $78,4 млн, показав ККУ 12,25. Сиквел стоил дороже ($102 млн), ККУ у него меньше (5,09), но зато он улучшил кассовое достижение предшественника в 6,63 раза, собрав в мировом прокате $519,8 млн.
Далее в рейтинге — творение Кевина Смита "Клерки-2". Первая картина, черно-белая комедия из жизни двух работников промтоварного магазина, является объектом натурального культа и может похвастать богатырским ККУ 13,91, поскольку снята была за $230 тыс. (точнее, даже за $27,5 тыс., остальное съел пост-продакшн), а собрала $3,2 млн. Сиквел, как и в случае с "Терминатором", потребовал больше средств на реализацию и получил меньший ККУ, но, притащив в кассу $26,9 млн, превзошел первых "Клерков" в 8,4 раза.
Вообще, как показывает текущий топ-5, культовый оригинал — практически непременное условие для кассового сиквела. Стоящий на третьей позиции фантастический эпик "Трон: Наследие" Джозефа Косински соответствует этому правилу, и вторая часть "Трона", увидевшая свет в 2010-м, зарабатывает $400,1 млн — в 12,12 раза больше, чем первая часть, в кассу которой упало всего $33 млн.
На второе место сумел забраться Роберт Родригес и его история про мексиканского гитариста, которого все хотят убить, а потом горько об этом жалеют. Не все зрители знают, что "Отчаянный" (также известный как "Десперадо") — второе воплощение сюжета, а первое случилось на три года раньше под названием "Музыкант" ("El Mariachi"). Фильм сняли за $7 тыс. в приграничном мексиканском городке и собирались показывать исключительно на внутреннем рынке, но в дело вмешалась Columbia Pictures, картина поехала в США и собрала $2,04 млн, став одной из самых успешных в истории (ККУ 291,42). Сиквел потянул уже на $7 млн и собрал $25,4 млн в прокате, что позволило ему улучшить кассовый успех "Музыканта" в 12,45 раза.
Обладатель первой позиции в рейтинге попал туда, использовав уникальный рецепт, который вряд ли кто-то сможет повторить. Первый фильм, известный как "Святые из Бундока", был снят режиссером Троем Даффи в 1999-м за $6 млн, но в том виде, в котором его задумал автор, до кинотеатров не добрался, а урезанная версия может похвастать рекордно низкими сборами $30,4 тыс. Потом был успех на рынке DVD и культовый статус у ценителей, суд между студией и режиссером, благодаря которому последний получил право снимать сиквел, и, собственно, сама вторая часть, вышедшая в 2009-м. Она культовой не стала и собрала всего $10,2 млн. Но это в 34 раза больше, чем у первого фильма.