Испанская грусть
Что стоит за замораживанием банковских счетов россиян? Разбирался Сергей Панкратов
В Испании заморозили несколько сотен банковских счетов россиян, проживающих в этой стране, но не сумевших объяснить происхождение своих капиталов. Власти говорят о борьбе с неуплатой налогов. "Огонек" разбирался, что это значит и кого касается
Новость, тем более негативная, в любой диаспоре разносится со скоростью света. Стоило появиться сообщению о том, что испанские банки заморозили нескольких сотен счетов, как среди наших соотечественников, проживающих в Испании (около 65 тысяч к началу 2015-го), началась настоящая паника. В русском магазине в Аликанте с утра понедельника пугали друг друга:
— Слышали, в Сантандер-банке очередь: русские забирают вклады!
— А в Bankia выдают по тысяче евро на руки...
Что и говорить: у наших граждан богатый отрицательный опыт общения с финансовыми организациями и фраза "заморозить счета" мигом вызывает ассоциации с очередями и лимитом на выдачу наличности эпохи дефолта 1998-го. Старушка-божий одуванчик, занесенная неведомыми ветрами в Испанию, кристаллизует это беспокойство в вопросе:
— Господи, а что же мне делать, если у меня в банк пенсия приходит из России?
— Не беспокойтесь, мамаша, к вам не относится,— успокаивает кто-то из молодых,— у вас actividad economica (экономическая активность.— "О") отсутствует. Главное, на "мерседесе" за гречкой не ездите и все будет в порядке...
Намек понятен. В Испании тысячи выходцев из России, которые имеют виллы за 5 млн евро, яхты, дорогие машины, и при этом указывают в декларации о доходах по 20-30 тысяч евро в год. Столь резкая разница между доходами и уровнем жизни объясняется тем, что в прежние времена в Испании не было закона, обязывающего объяснять происхождение крупных сумм денег. Чем и воспользовалась наша постперестроечная братва, потянувшаяся к испанским берегам с чемоданами черного нала.
Нал по валу
Испанцы оказались народом дружелюбным и, как бы точнее выразиться, предприимчивым. Они охотно шли не только на дружеские контакты с русскими, но и на деловые. Результатом чего стали массовые посадки муниципальных чиновников в Марбелье, в Льорет-де-Мар и некоторых других испанских городах, которые облюбовали выходцы из постперестроечной России.
Как рассказывал мне бывший агент по недвижимости Хорхе Родригес, деньги в чемоданах из РФ везли колоссальные. Не верите? Посмотрите список криминальных авторитетов, которых испанские власти за последние годы экстрадировали в Россию. Почти сплошь короли преступного мира, с соответствующими финансовыми возможностями.
Одних экстрадировали, другие уехали сами. А третьи остались в Испании и ведут вполне респектабельный образ жизни. Только не могут объяснить происхождение своих капиталов.
Позже братков сменили российские бизнесмены с серыми схемами, и опять в Испанию хлынули потоки "грязных денег", которые отмывались через покупку недвижимости.
Я не хочу сказать, что все наши соотечественники приезжали в Испанию с неучтенной наличкой. Есть и представители среднего класса, которые покупали доступную испанскую недвижимость за свои кровные, и пенсионеры, рискнувшие продать квартиры в России и перебраться к теплым берегам. Но не они интересуют финансовые органы Испании.
Известный в Аликанте адвокат Марьяно Ариас Виноградов подчеркивает: все эти проблемы касаются лишь тех россиян, кто хранит на счетах свыше 50 тысяч евро и имеет постоянный вид на жительство в Испании. Иными словами, людей состоятельных, которые в соответствии с новыми испанскими законами должны объяснить происхождение своих капиталов.
По словам адвоката, закон, вступивший в силу в январе 2014 года ("Огонек" первым написал о нем в российской прессе — см. N 34 за 2014 год), разрешает банкам требовать от клиентов обоснования своих капиталов. Важно подчеркнуть: эти требования предъявляют не только к иностранцам, постоянно проживающим в Испании, но и к испанцам тоже.
Как говорит Марьяно Ариас Виноградов, в последние годы Испанию все чаще обвиняли в том, что она превратилась в большую европейскую "прачечную" по отмыванию незаконно полученных средств. Вот власти и решили навести порядок.
Однако такое простое объяснение, без всякой конспирологии, наших соотечественников не удовлетворяет. Большинство из них, прежде всего люди состоятельные, имеющие бизнес в Испании, убеждены: началась охота за деньгами русских предпринимателей.
Кто следующий?
Так, например, бизнесмен Александр К. считает, что заморозка счетов состоятельных россиян в Испании поразительным образом совпала с грядущей амнистией капиталов в России. Русским предпринимателям, считает он, будут чиниться всяческие препятствия для возвращения денег в РФ. Он напоминает: обеспокоены не только в Испании, упорные слухи о предстоящей проверке счетов богатых россиян будоражат русскоязычную диаспору в Англии, Италии, Швейцарии...
А главное, у Александра перед глазами опыт партнеров по бизнесу, недавно перебравшихся в Испанию с Кипра. Таких состоятельных российских "беженцев" в Аликанте более чем достаточно: по некоторым данным, после обвала кипрских банков в Аликанте было переведено около 5 млрд евро "русских" денег. И это лишь небольшая часть из того, что удалось спасти.
Все "беженцы" с Кипра в один голос утверждают, экономический кризис на острове был затеян с целью пощипать обладателей крупных состояний из России. И что получается? Не успели эти экс-"киприоты" распаковать чемоданы, как и в Испании для них зазвенел тревожный звонок.
Доводы о том, что испанский закон о коррупции принят несколько лет назад, вступил в силу в январе 2014 года, когда об амнистии капиталов в РФ всерьез и не думали, Александром не принимаются. Наших предпринимателей, говорит он, обложили за рубежом "красными флажками", и кипрский вариант "усушки" российских капиталов может повториться в любой стране Европы.
Впрочем, есть и оборотная сторона, о которой мой собеседник предпочел умолчать. Дело в том, что в прошлом году имеющие вид на жительство в Испании россияне, как и прочие иностранцы, получили уведомление, что должны заплатить определенную часть своих налогов в Испании. В извещении сообщалось: испанские власти приняли закон, по которому иностранцы, обладающие видом на жительство, должны заплатить разницу в налогах с той страной, где они имеют бизнес.
Заметим, что закон был принят без лишнего шума и в первую очередь коснулся россиян.
Дело в том, что у нас в России, в отличие от Англии, Германии, Франции, разница с испанскими налогами колоссальная. Если в России подоходный налог составляет 13 процентов, то в Испании он прогрессивный — от 25 до 52 процентов, то есть людям богатым приходится отдавать государству чуть ли не половину доходов.
Теперь эта участь ждет и состоятельных россиян, которые имеют вид на жительство в Испании. Причем за каждый сокрытый объект налогообложения, будь то доходы от работы по найму, от бизнеса, акций, сданного в наем жилья и даже наследства,— штраф от 5 до 7 тысяч евро.
Как говорит мой давний знакомый Франк Гоген, оказывающий разного рода посреднические услуги российским предпринимателям в Испании, наши состоятельные бизнесмены оказались психологически не готовы платить столь "зубодробительный" налог. Поэтому кто-то из них решил отказаться от вида на жительство в Испании, другие стали срочно распродавать имущество и бизнес, ну а третьи понадеялись на русский "авось" и просто не предоставили декларацию о доходах. Так возникла еще одна категория — злостных налоговых уклонистов из числа россиян, чьи счета также оказались заморожены в испанских банках. Пойди теперь разберись — где борьба российских бизнесменов за свои права, а где банальное нежелание платить слишком высокие налоги.
Но вот парадокс. Если предположить, что проблемы наших бизнесменов в Испании, как утверждает Александр, и впрямь связаны с предстоящей амнистией капиталов в России, то, по идее, желающие вернуться на родину предприниматели при таком раскладе должны выстраиваться в очередь. А вот этого пока точно не наблюдается.