"В кризис более активно начинают меняться подходы к страхованию"
Какие риски для предпринимателей в кризис становятся наиболее актуальными? Как из множества страховщиков выбрать надежного партнера для бизнеса? На эти и другие вопросы ведущему "Коммерсантъ FM" Алексею Киселеву ответил заместитель генерального директора страховой компании "Согласие" Владимир Зеленчук в рамках программы "Цели и средства".
— Кризис стимулирует бизнес страховать свои риски, или, наоборот, это время, когда компании стараются оптимизировать затраты на страховую защиту?
— Кризис — это время проверки бизнеса и проверки качества менеджмента в бизнесе. Кризис 2008 года, если мы вспомним это время, очень отчетливо показал несостоятельность тех риск-менеджеров, которые решили в той или иной мере сократить расходы на страхование, на защиту имущественных интересов, поскольку любой убыток, даже если он будет небольшим, может явиться фатальным для бизнеса.
— Да, в кризисные времена.
— Если сравнивать расходы на страхование, это неотъемлемая расходная часть бюджета, и непосредственно уровень этих расходов несопоставим с затратами, которые впоследствии бизнесу будут необходимы для восстановления после страхового случая.
— Владимир, а какая это часть бюджета в среднем у компании?
— Это сотые доли процента, если оценивать имущественный комплекс компании. Можно сравнить со ставками по кредиту, которые потребуются предприятию для восстановления — несопоставимые расходы. Нужно очень четко разделять и понимать одну очень важную вещь: работу с издержками в кризис или не в кризис никто не отменяет, поскольку любому бизнесу работа с издержками несет дополнительное конкурентное преимущество. И страховщики здесь не исключение. В кризис более активно начинают меняться подходы к страхованию, начинают изыскиваться новые ресурсы, более обширное покрытие для защиты имущественного интереса, но при этом изыскиваются также и ресурсы по минимизации именно этих расходов. Вот таким образом подходы в кризисные времена значительно изменяются.
— А если говорить о рисках, какие риски в сложные времена становятся наиболее актуальными, от чего чаще всего страхуются?
— Безусловно, все зависит от вида и от отрасли, в которой производится страховая защита. В основном это риски имущественного страхования, так называемые риски FLEX — пожар, взрыв, удар молнии и так далее. Если говорить о торговле, то, безусловно, это страхование грузов, поскольку постоянно перевозки осуществляются, либо страхование торговых кредитов. В строительстве применяются иные риски, так называемые строительно-монтажные риски, и, безусловно, перерыв в производстве, что наиболее важно при остановке производства в результате страхового случая.
— А какие конкурентные преимущества наиболее важны для корпоративных клиентов, что при прочих равных будет иметь решающее значение при выборе страховщика на тендере?
— Параметров для наших клиентов достаточно много. Но к учету принимаются в основном те параметры, которые являются публичными: сколько лет компания присутствует на рынке, имеет ли она подготовленный профессиональный состав сотрудников, является ли компания носителем наивысшего уровня рейтинга, если говорить о российском рейтинге, имеются ли иные рейтинги у страховщика. В основном компании первого уровня, первые там 10-20 компаний соответствуют этим критериям.
— Насколько страховщики соответствуют этим критериям, ведь на рынке у нас все-таки только первые топ-10, и, безусловно, у них и расценки весьма себе?
— Конкурентную борьбу пока еще никто не отменял, и это действительно является двигателем к развитию нашей страховой отрасли. В основном мы соответствуем этим критериям, "Согласию" присвоен рейтинг S&P на уровне ВВ— с прогнозом "стабильный". Мы являемся обладателями наивысшего рейтинга надежности "Эксперт РА" ++, более 20 лет на рынке, не хотелось бы, конечно, устраивать рекламу, но вы знаете, это важно в силу того, что есть еще один серьезный критерий, по которому производится оценка — это оплата убытков.
— Безусловно, да, и если говорить как раз про это, действительно один из показателей надежности страховых компаний, каковы самые крупные выплаты страховой компании "Согласие" за последние полгода или год?
— Безусловно, специалисты нашей компании очень трепетно относятся к обслуживанию клиентов. Сумма, которую мы выплатили по страховым событиям за 2014 год, свыше 20 млрд руб., это серьезная работа. Я для того, чтобы было более или менее понятно, коль уж мы говорим о корпоративном бизнесе, приведу несколько примеров: один из наших клиентов на юге России пострадал в результате пожара, это была техногенная катастрофа, произошел взрыв в помещении в рабочем цехе. Убыток был такой величины, что крыша, которая, к сожалению, в результате взрыва пострадала, еще нанесла вред и близлежащим жилым домам, но в рамках обязательного страхования опасных производственных объектов мы покрыли эти убытки. Мы заплатили сумму в результате этого происшествия по ремонту и по ущербу близлежащим постройкам порядка 80 млн руб. Вот представьте себе, какой мог бы быть удар для бизнеса в случае, если этого страхования не было. Фактически результат мог бы быть для бизнеса фатальным. Возвращаясь к первоначальному вопросу по поводу кризисных явлений, бизнес реально думает о своей защите, тренды по охвату страхованием и защитой имущественных интересов, они не снижаются.