Изобретай и властвуй
Пермский край уже не первый год оказывается в числе «середнячков» среди регионов Приволжского федерального округа по коэффициенту изобретательской активности. Эксперты считают, что дело — в научно-техническом потенциале региона и исследовательских центров. Основные разработки потенциально должны принести коммерческую выгоду. Как признаются пермские ученые, в условиях конкуренции главное — правильно себя позиционировать, а патенты — не всегда показатель изобретательской активности.
На протяжении последних пяти лет с момента начала ведения анализа изобретательской активности в регионах РФ Приволжский федеральный округ продолжает занимать второе место по подаче заявок на объекты промышленной собственности. Такие данные приводит Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), подведомственный Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Традиционно значительно опережают остальные регионы по количеству подаваемых заявок и полученных патентов Москва и Санкт-Петербург. Так, на долю Москвы пришлось 7343 заявки на изобретение, 3183 — на полезную модель и 13 444 — на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.
По сравнению с городами федерального значения Пермский край выглядит очень скромно. В 2014 году в Пермском крае было подано 385 заявок на выдачу патента на изобретение, 175 — на выдачу патента на полезную модель, 339 — на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. По показателям выданных в регионе патентов 2014 год можно считать худшим, начиная с 2006 года.
Однако в целом Прикамье показывает общую тенденцию в стране и входит в группу «середнячков» ПФО по коэффициенту изобретательской активности (2,12), который рассчитывается исходя из общего количества поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на каждые 10 тыс. населения. Прикамье обходят Татарстан (4,23), Ульяновская область (3,1), Самарская область (2,75), Республика Марий Эл (2,37), Башкортостан (2,4).
В то же время Пермский край оказался успешнее своих соседей по Уральскому федеральному округу, где в 2014 году высокого уровня по изобретательской активности не достиг ни один регион: Тюменская (2,02), Свердловская (2,27), Челябинская (1,9), Курганская (0,95) области, Ямало-Ненецкий АО (0,87) и Ханты-Мансийский АО — Югра (0,54). Однако в абсолютных цифрах та же Свердловская область в 2014 году подала 539 заявок на выдачу патентов на изобретение, что почти на треть больше, чем Пермский край.
Причины столь колоссальных различий по уровням изобретательской активности и патентования изобретений, по мнению специалистов, лежат в научно-техническим потенциале регионов. Как отмечает руководитель Регионального центра интеллектуальной собственности (РЦИС), патентный поверенный Алла Бутолина, ситуация с подачей и регистрацией изобретений и полезных моделей в регионе не так уж и плоха в целом, если не брать 2014 год, динамика показывает относительный прирост. И тем не менее, успехи в области изобретательной активности зависят от множества условий.
Можно считать, что Пермскому краю повезло. В отличие от других регионов, где доля промышленного производства в экономике невелика, в Прикамье с советских времен на крупных предприятиях сохранились специализированные подразделения — плановые отделы, при которых уже на современном этапе были созданы патентные отделы. «Промышленный бум был в 80-х годах. И до сих пор патентные отделы этих предприятий работают. И поэтому сохраняется некая изобретательская активность», — рассказывает Алла Бутолина. К таким предприятиям, имеющим собственных специалистов в области регистрации интеллектуальной собственности, например, можно отнести «Протон-ПМ», «Инкар», «Искру» и другие.
Мелкие предприятия, частные лица вынуждены обращаться в специализированные бюро, либо к патентным поверенным. Всего на территории Прикамья, по данным пермской Торгово-промышленной палаты (ПТПП), зарегистрировано 12 патентных поверенных. За десять лет их количество выросло на пять. Для сравнения: сегодня в Свердловской области число патентных поверенных больше, чем в Прикамье, в два раза. В непосредственную обязанность патентных поверенных входит оформление документов для подачи заявок на товарные знаки в Роспатент, международных заявок, а также представительство в суде при нарушении прав владельцев объектов интеллектуальной собственности.
Государственная экспертиза, которую назначают после оформления документов на изобретение или полезную модель, по словам специалиста, идет год-полтора. «Процент выдачи патентов в Пермском крае достаточно большой. Практически все, кто обращаются, получают подтверждающие документы», — рассказывает госпожа Бутолина.
Среди тенденций 2015 года, которые зафиксировали в РЦИС, — небольшой спад обращений по регистрации патентов и прав на полезные модели и обращений по судебным экспертизам. В центре пока не готовы объяснить, чем вызвана такая динамика. «Во время кризиса, наоборот, усиливаются споры за правообладание. Но я не могу сказать, чтобы это была общая тенденция. Будем смотреть», — говорит Алла Бутолина.
Еще одна тенденция, которую фиксируют в РЦИС, — это осложнение прохождения процедур по международному патентованию и международной регистрации товарных знаков, которая связана с ростом курса иностранной валюты. «В нынешней ситуации некоторые предприятия вынуждены временно отказаться от своих планов по защите интеллектуальной собственности в связи с невозможностью оплатить пошлины в их новом, скорректированном валютным рынком размере», — рассказывает заместитель руководителя РЦИС ПТПП, патентный поверенный Максим Толстиков.
На взгляд специалистов, полагаться исключительно на помощь государства, которое бы выделяло дополнительные деньги на проведение исследовательских работ, не приходится. Необходимо обучать специалистов и стимулировать их научно-исследовательскую деятельность грантами и другими формами поощрения, а также привлекать частные инвестиции в науку и получение дохода за счет коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
В пермских вузах подтверждают, что научные открытия совершаются и востребованы в первую очередь в тех отраслях, которые теснее всего взаимодействуют с производством.
Так, за последние три года в список «100 лучших изобретений России», который утверждается приказом Роспатента, попали не только крупные промышленные предприятия Прикамья. В 2014 году это были изобретения НПО «Искра» (ракетный двигатель твердого топлива), ОАО «Авиадвигатель» (силовая установка самолета), в 2013 году — Пермская государственная фармацевтическая академия ((2-бензотиазолил)амид 3-бром-2,4-диоксо-4-(4-метоксифенил) бутановой кислоты, обладающий гипогликемической активностью), НИИ полимерных материалов (заряд твердого ракетного топлива для ракетного двигателя), в 2012 году — ОАО «Авиадвигатель» (упругодемпферная опора газотурбинного двигателя и газотурбинная установка), НПО «Искра» (корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционного материала, ракетный двигатель твердого топлива, поворотное сопло ракетного двигателя).
Как таковые рейтинги научных изобретений и открытий, как признаются пермские ученые, не ведет ни один вуз. Главное — это обозначить свою уникальность и суметь правильно себя представить на фоне конкурентов. «Наш университет всегда славился своими разработками в области композитных материалов, порошковых веществ, химических технологий и охраны окружающей среды», — говорит проректор по науке и инновациям Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Владимир Коротаев. Университет сотрудничает с крупнейшими пермскими промышленными предприятиями — ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «МХК „Еврохим“», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», ОАО «Авиадвигатель», ПНППК и другие. Совместно с этими предприятиями ПНИПУ имеет патенты на изобретения и исследовательские модели. Непосредственно в ПНИПУ функционирует отдел правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, который ведет подготовку заявок на патенты, заявок на регистрацию программ для ЭВМ, баз данных, ноу-хау.
Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) и его структурное подразделение — инновационный центр «МОЗГОВО» в отличие от ПНИПУ в конце 2014 года провел аудит технологий университета и собрал список из более 30 разработок, которые имеют потенциал коммерциализации. Среди них: разработка приборов и программы исследований для Международной космической станции совместно со специалистами Ракетно-космической корпорации «ЭНЕРГИЯ», разработка информационно-аналитической платформы для решения задач стратегического планирования и прогнозирования совместно с ЗАО «Прогноз» (по конкурсу Министерства образования и науки РФ по разработке информационно-аналитической платформы), эффективный противовоспалительный препарат «Мефепирон» и другие. Основная масса разработок относится к сфере новых материалов и химических соединений.
В пермских вузах утверждают, что в целом рынок интеллектуальной собственности в России, не говоря о регионах, только начинает формироваться. И компании, занимающиеся оказанием юридических услуг в этой области, можно пересчитать по пальцам. «Во многих случаях оформление патента не способствует максимальной защите прав. Поэтому университет будет скорее отходить от практики патентования разработок, чем стремиться к ее масштабированию. Мы планируем использовать такую форму, как ноу-хау, а также отказываться от патентования и распространять информацию свободно, в случае отсутствия необходимости в оформлении патента», — заявили в «МОЗГОВО».