Исследование ведут знатоки
Государство резко нарастило инвестиции в пермские инновации. За последние пять лет федеральный бюджет стал основным спонсором научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на пермских предприятиях, вложив в исследования до 70% от общего объема инвестиций. Как следствие, в отрасль вернулись кадры, а госзаказы помогают развивать и гражданскую продукцию. При этом пермские машиностроители с тревогой ждут кризиса, из-за которого могут сократиться расходы на исследовательскую деятельность.
Ежегодно пермские предприятия инвестируют в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) миллиарды рублей. Статистические данные за 2014 год по объему инвестиций в НИОКР подводятся до конца первого квартала, однако вряд ли отрасль в прошлом году испытывала проблемы: в докризисный год государство активно накачивало пермские конструкторские бюро государственным заказом.
По данным Пермьстата, объемы инвестиций в НИОКР растут в Перми последние десять лет. Если в 2000 году на исследования и инновации было потрачено 1 млрд руб. на весь регион, то в 2013 году эта цифра превысила 12 млрд руб.
Основной спонсор НИОКР в Прикамье — федеральный бюджет. Из 12 млрд руб., выделенных в 2013 году, больше половины (7,7 млрд руб.) являютcя государственными. Серьезные средства в науку тратят и традиционные распорядители бюджетных средств — научные организации (2,8 млрд руб.). Вклад частных инвесторов скромнее — 1,2 млрд руб. (за счет средств организаций предпринимательского сектора), а также 238 млн руб. — за счет средств внебюджетных фондов. Почти не участвуют в разработках средства вузов (2,5 млн руб. за целый год), частных некоммерческих организаций (2,4 млн руб.). Зарубежный капитал проспонсировал в 2013 году НИОКР на 84 млн руб. (рекорд в 2005 году — 276 млн руб.).
Стоит отметить, что еще пять лет назад частный сектор был основным двигателем научных разработок (спонсировал до 50% объема инвестиций), но после кризиса 2008 года резко сократил свое участие в науке. Государство, напротив, долгие годы не было основным спонсором НИОКР. Но резко стало наращивать расходы в пермские исследования в 2010 году — за год сразу на 58%. В 2013 году госрасходы на пермскую науку выросли на 29%.
В отрасли НИОКР занято более 10 тыс. человек. В конце 90-х их количество превышало 12 тыс. человек, но в последующие годы неуклонно сокращалось — до 9 тыс. человек в 2008 году. После увеличения трат государством в отрасль начали возвращаться специалисты.
Наиболее активно инновационная деятельность развивается на предприятиях химии, нефтепродуктов, швейном производстве, металлургическом производстве, производстве машин и оборудования. Пожалуй, основной инновационный проект в Перми — создание двигателя ПД-14. Его разработка проводится на базе ОАО «Авиадвигатель», и в его создание федеральный бюджет ежегодно вкладывает самую серьезную сумму — 2 млрд руб. Общая стоимость проекта превысит 30 млрд руб., двигатель должен быть запущен в серию в 2017 году. До этого наиболее крупным инновационным проектом была разработка ПС-90А2 — тогда американская Pratt & Whitney и федеральные власти вложили в проект $90 млн. Несколько лет назад федеральные власти полностью выкупили у американцев права на этот проект.
Краевой бюджет также занимается поддержкой НИОКР, его возможности значительно ниже, чем у федерального бюджета. Бюджет края поддерживает проекты НИОКР, победившие в конкурсном отборе проектов, претендующих на получение субсидий на инновации (традиционно проводится ежегодно, но не проводился в 2013 году из-за отсутствия бюджетных ассигнований). Субсидия предоставляется в размере не более 50% всех затрат на НИОКР. В 2014 году было выделено 5 млн руб., в 2015 году запланировано 10,7842 млн руб., на 2016 год — 11,3577 млн руб., на 2017 год — 11,0914 млн руб. Сами пермские машиностроители говорят, что финансовая поддержка со стороны краевых властей незначительна, но взамен губернские власти дают им более важный административный ресурс: лояльное отношение, публичную поддержку и отстаивание интересов промышленников в переговорах с руководством госкорпораций и федеральных министерств. В 2013 году поддержка краевых властей помогла сохранить пост руководителю «Авиадвигателя» Александру Иноземцеву.
Опрошенные „Ъ“ предприятия говорят, что государство в основном финансирует НИОКР собственных заказов. Собеседник в ОАО «Стар» (разработка и производство топливно-регулирующей аппаратуры) рассказал „Ъ“, что есть заказы, где государство спонсирует 100% проекта, но есть и такие заказы, где денег бюджетных нет, но продукция будет использоваться государством. Как правило, это продукция гражданского назначения. Бывший гендиректор «Протон-ПМ» Игорь Арбузов говорит, что тема космического двигателестроения разрабатывается на деньги государства, средства предприятия тратятся на гражданские проекты. Причем соотношение финансирования таких проектов может быть таким: 60% — государственные деньги, 40% — деньги предприятия. Вся спецтематика разрабатывается на бюджетные деньги, подтверждает гендиректор НПО «Искра» Владимир Шатров.
Впрочем, Николай Бухвалов, бывший гендиректор «Мотовилихинских заводов» (производит артиллерию, РЗСО), говорит, что ряд спецразработок завод делал на свои собственные деньги, но это были не такие серьезные траты. «Мы на совете директоров приняли стратегию развития предприятия, где упор был сделан на оборонную продукцию. В рамках этой стратегии мы направляли на НИОКР не менее 100 млн руб. в год, — вспоминает экс-директор машхолдинга. — Живем сейчас на заделах, созданных в 1970–1980-х годах. Чтобы жить дальше, надо создавать!»
Гражданские НИОКР — это все за счет предприятий. 50% доходов «Авиадвигателя» — это производство гражданской наземной газотурбинной техники для энергетических и нефтяных компаний страны. «Конкуренция в нашей среде огромная — Siemens, General Electric. Чтобы выжить, приходится НИОКР закладывать в собственные расходы», — пояснил „Ъ“ собеседник на предприятии. Для этого предприятие обычно идет на заключение так называемого поставочного контракта: все затраты на НИОКР, дальнейшую доводку, эксплуатацию опытного образца продукции включаются в расходы производителя.
2014 году задача у пермских новаторов изменились. С началом конфликта на Украине и введения западных санкций руководство России объявило курс на импортозамещение. Была разработана федеральная программа, в рамках которой российским производителям предлагалось открыть финансирование их разработок, способных заместить импортную продукцию. Краевые власти откликнулись на призыв — в начале года губернатор Виктор Басаргин сообщал, что в Минпромторг России направлены 30 паспортов продукции по импортозамещению, производимой на 19 предприятиях края.
Один из самых заметных проектов — создание газотурбинной установки мощностью 32 МВт — совместная заявка ОАО «Авиадвигатель» и ПАО НПО «Искра». Ориентировочная стоимость проекта — 700–800 млн руб. По словам Владимира Шатрова, заявка-предложение направлена основному потребителю — «Газпрому», который пока не спешит принять решение о финансировании данного проекта.
Господин Шатров говорит, что не видит сложности в создании продукта не хуже импортного. «Сложнее убедить государство и коммерческие структуры платить за эксперименты. Никто не хочет рисковать. Но государство доверило „Роснано“ серьезные средства, и эта корпорация начала приносить доходы. Так и здесь — затраты окупятся», — поясняет он.
Собеседник в «Старе» также считает, что ничего сложного в импортозамещении нет: «Нам нужно заменить то, что создавалось в СССР, но с его развалом оказалось в производстве на Украине. Это не импорт, это воспроизводство советской продукции».
На программе импортозамещения может сказаться начавшийся в стране кризис. Все опрошенные „Ъ“ эксперты признают, что пока не почувствовали сокращения госфинансирования НИОКР, но оно неизбежно. «Еще не сократили, но горизонт уже виден. До конца года будет секвестр», — утверждает директор одного из машиностроительных предприятий Перми, просивший об анонимности.