Минфин приоткрывает тайну аудиторов
Им предложено поделиться информацией с налоговиками
Минфин не оставляет попыток обязать аудиторов сообщать государству о клиентах--налоговых уклонистах. Он представил рынку очередную — третью с 2013 года — версию законопроекта, обязывающего аудиторов взаимодействовать с налоговиками при проведении последними своих проверок. В последний раз против предложений Минфина выступило Минэкономики. По оценкам аудиторов, новый проект закона имеет больше шансов быть принятым, но они надеются на его дальнейшее смягчение.
Новая версия законопроекта Минфина, обязывающего аудиторов отчитываться перед налоговиками, опубликована 30 марта на едином портале раскрытия проектов документов regulation.gov.ru. Эта версия отличается от предыдущей, на которую Минэкономики летом прошлого года дало отрицательное заключение, в выгодную для аудиторов сторону. В частности, в документе сужен объем информации, которой аудиторы будут обязаны делиться с налоговиками,— на этот раз речь идет только о документах, касающихся исчисления и уплаты налогов, полученных от самого клиента. При этом предоставлять их будет нужно не всегда, а лишь в тех случаях, когда налогоплательщик сам не предоставит эту информацию по требованию руководства налогового органа или на основании запроса иностранной налоговой службы. Вступление поправок (в случае их принятия) планируется с 2016 года. В пресс-службе Минфина суть изменений уточнять не стали, отметив лишь, что "в законопроекте конкретизирован механизм взаимодействия аудиторских организаций и налоговых органов".
Над поправками, ужесточающими требования к аудиторам, Минфин работает с 2013 года согласно поручению правительства. Две первые версии забраковали профильное сообщество и Минэкономики. Напомним, главная претензия Минэкономики сводились к тому, что поправки Минфина снизят доверие налогоплательщиков к аудиторам и приведут к снижению качества их работы в части возможности реальной оценки степени налоговых рисков. Какой будет позиция Минэкономики к новой версии проекта, пока неизвестно,— туда она еще не поступала. В любом случае, к подобным нововведениям там относятся довольно настороженно. "Указанный законопроект затрагивает интересы многих компаний, и без расчета рисков его принятие было бы неоправданно",— отмечают в пресс-службе Минэкономики. Впрочем, предыдущая версия обсуждалась в момент особенно острых дискуссий между двумя ведомствами по принимавшемуся тогда антиофшорному закону, напоминают собеседники "Ъ" на аудиторском рынке. С политикой деофшоризации увязаны и сами налоговые поправки. Впрочем, на данный момент закон уже действует, вступив в силу с 1 января 2015 года, и напряженность между двумя ведомствами во многом спала.
Новая версия проекта носит более либеральный характер, чем предыдущие, дававшие доступ фактически к неограниченному объему информации, считает гендиректор компании "HLB Универс-Аудит" Дмитрий Лимаренко. Сейчас же речь идет, по его мнению, лишь о первичных документах, необходимых для исчисления налогов (договорах и т. д.). Кроме того, в первом варианте аудиторская тайна должна была быть раскрыта по запросу проверяющего, сейчас необходимо получить как минимум санкции вышестоящего руководства, что, конечно, сужает возможности налоговиков, добавляет руководитель юрдепартамента АКГ "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев. Хотя вероятность принятия новой версии аудиторы оценивают более высоко, чем предыдущей, сами они традиционно против раскрытия аудиторской тайны в любом объеме. "Понятно, что если сам клиент не заинтересован в предоставлении каких-то документов налоговикам, то, зная, что они могут "уплыть", он постарается их не предоставить аудиторам, что приведет к искажению основной функции аудитора — подтверждения достоверности отчетности, и никакие снятия ограничений на раскрытие тайны проблему не решат",— уверена партнер ФБК--Grant Thornton Надежда Орлова. Можно также говорить о возникновении серого рынка аудиторов или псевдоконсультантов, которые не будут делиться никакой информацией с налоговой инспекцией и которым будут доверять клиенты, отмечает Иван Чемичев.
Впрочем, гибкость, проявленная Минфином, может дать повод аудиторскому сообществу пытаться добиться исключения и этих требований, обязав аудиторов делиться информацией только по запросу иностранных налоговиков. "Именно это, по сути, и является целью принятия поправок Минфина, так как обмен налоговой информацией необходим для вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития",— напоминает директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.