"Звезда" ждет деньги на "Пульсар" весной
Предприятие получит первый транш кредита от ВЭБа
Производитель энергетического оборудования ОАО "Звезда" рассчитывает получить первый транш от Внешэкономбанка на создание производства дизельных двигателей нового поколения во втором квартале 2015 года и сразу приступить к реализации проекта. Сумма кредита составляет 7,8 млрд рублей, общий же объем инвестиций оценивается в 8,7 млрд рублей. Эксперты говорят, что в продукции будет заинтересованы как отечественные, так и зарубежные компании, однако проект несет в себе множество рисков.
Линейка новых дизельных двигателей в мощностном диапазоне от 400 до 1700 кВт с рабочим названием "Пульсар" была разработана совместными усилиями "Звезды" и австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH по контракту с Министерством промышленности и торговли РФ. Двигатели предназначены для скоростных и рабочих судов внутреннего и прибрежного плавания, дизель-генераторных установок, карьерной и строительной техники, а также для самоходного подвижного состава железнодорожного транспорта.
В прошлом году на ПМЭФ "Звезда", Внешэкономбанк и правительство Петербурга заключили трехстороннее соглашение о реализации проекта нового производства на "Звезде". В рамках этого соглашения ВЭБ должен предоставить производителю кредитную линию сроком на восемь лет в размере 7,8 млрд рублей. Впрочем, тогда в СМИ была информация о том, что кредит будет открыт в третьем квартале 2014 года, однако теперь в компании ожидают, что первый транш будет получен во втором квартале 2015 года. После этого компания намерена сразу приступить к созданию нового производства, поскольку проект давно подготовлен и согласован.
В "Звезде" пояснили, что совокупный объем инвестиций в проект составляет 8,7 млрд рублей, кредиты из других банков компания привлекать не намерена.
Объем производства новых двигателей составит 1-1,8 тыс. единиц оборудования в год. В "Звезде" рассказали, что в новых двигателях уже заинтересованы БелАЗ, предприятия малой энергетики, судостроения, нефтяной промышленности. При этом двигатели предыдущего поколения компания снимать с производства не намерена.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов говорит, что срок окупаемости проекта может составить шесть-восемь лет с момента выхода предприятия на полную мощность, но конкретный срок будет зависеть от экономической конъюнктуры. "Конечно же, иностранные двигатели практически всех видов и типов есть в России, причем это двигатели как разного назначения, так и разной мощности. Поставляются они и в составе импортируемых в страну машин и оборудования, и отдельно. Точное количество их неизвестно, но понятно, что речь идет о десятках, возможно даже сотнях тысяч единиц, которые были ввезены в страну с момента образования РФ и продолжают ввозиться. Проект этот весьма перспективен, причем он интересен не только внутренним потребителям — его продукция может поставляться и на экспорт. Тем не менее, и в этом случае есть риски, как есть они у любого проекта. Во-первых, это экономический риск. Экономика не стоит на месте, меняется конкурентная среда, это влияет на проект — как на его стоимость, так и на сроки реализации. Кроме того, возможный рост цен на товары и услуги, которые будут использоваться при реализации этого проекта, может увеличить сроки возврата инвестиций. Действия конкурентов также способны негативно сказаться на таком проекте. Есть риски финансовые: денег может не хватить на проект в указанные сроки, или он обойдется намного дороже, что увеличит срок его окупаемости. Риски политические или административные: может измениться регулирование данной отрасли или же поменяется отношение федеральных и региональных властей к этому проекту и он лишится статуса наибольшего благоприятствования, его будут всячески "притеснять"", — считает господин Баранов.