Краш-тест калужского автопрома
Корреспондент "Ъ" выяснил, как кризис отразился на автопредприятиях области
Падение спроса на автомобили ощутимо ударило по автопроизводствам Калужской области. Заводы Volkswagen, Citroen, Peugeot, Mitsubishi и Volvo вынуждены остановить конвейер или объявить о сокращении персонала. Масштабные планы по оптимизации штата категорически не устраивают профсоюзы: они намерены добиваться в судах восстановления работников и не исключают акций протеста. Калужский губернатор Анатолий Артамонов, который увеличил долю автопрома в общем объеме промышленного производства области до 42%, призывает проявить лояльность к иностранным инвесторам, а провокаторам на митингах обещает дать "по зубам".
Информация о сокращении персонала на одном из флагманских автопроизводств Калужской области — заводе "ПСМА Рус", который выпускает автомобили Citroen, Peugeot и Mitsubishi, в начале прошлой недели поступила от местных профактивистов. Официально эти данные не подтверждались. "Сокращать будут в первую очередь тех, кто работает на "ПСМА Рус" по срочным трудовым договорам,— рассказывает "Ъ" активист межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация" (МПРА) в Калуге Дмитрий Кожнев.— Таких работников, по нашим оценкам, 40% от общего количества сотрудников завода — человек 600. Многие из них на грани увольнения". По словам профактивиста, руководство "ПСМА Рус" решило оформлять сотрудников именно по срочным трудовым договорам около двух лет назад: сначала людей трудоустраивали на три месяца или полгода, если не было нареканий, договор продлевали, многим — по несколько раз. Тут Дмитрий Кожнев прерывает разговор, чтобы ответить на телефонный звонок. "Уволили? Ты подписал уведомление? Ничего не подписывай или напиши, что категорически не согласен,— говорит он.— Ну вот видите: началось!"
Публично об оптимизации производства руководство "ПСМА Рус" сообщило поздним вечером 26 марта — после того как завод запустил процедуру сокращения сотрудников. Как рассказал "Ъ" директор завода Жан-Кристоф Маршаль, предприятие не будет продлевать договор со ста "срочниками". Всего, по данным господина Маршаля, примерно 15% сотрудников производства работает по срочным трудовым договорам. Из-за падения спроса на автомобили "ПСМА Рус" с 27 апреля по 10 июля 2015 года планирует приостановить производство моделей Citroen C4 седан и Peugeot 408. "В это время сотрудникам в соответствии с российским законодательством будут выплачиваться две трети от среднемесячной зарплаты",— заверил господин Маршаль. Частично простой затронет и линии, на которых производятся внедорожники (предприятие производит Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport). Но в мае 2015 года, говорят на заводе, простой должен закончиться.
"Я отработал на заводе год. Сначала со мной заключили срочный трудовой договор на полгода, потом один раз продлили, но в этот раз не стали. Что я буду делать — не знаю: у меня жена в положении, второй ребенок в школу пошел",— говорит "Ъ" оператор логистики "ПСМА Рус" Рустам Иомундов. "Мастер мне сказал: в связи с кризисом, проблемами на рынке, падениями продаж не можем продлить с тобой договор,— рассказывает 24-летний Кирилл Ермаков, занимающийся сборкой автомобилей.— На моем участке договор не продлили четырем сотрудникам". Сборщица автомобилей Ольга Сухова, оказавшаяся в аналогичной ситуации, жалуется, что руководство "ПСМА Рус" не объяснило, почему ей отказались продлевать договор.
Сверхсрочная служба отменяется
Проблемы в связи с кризисом возникли не только у "ПСМА Рус". Другой автоконцерн — Volkswagen, базирующийся в Калужской области, сообщил об оптимизации производства за несколько дней до того, как это сделал "ПСМА Рус". С апреля по июль, рассказали "Ъ" в Volkswagen Group, работа завода в Калуге будет сокращена по пятницам на условиях простоя (по закону во время простоя работникам должны выплачиваться две трети от средней зарплаты). В мае простой придется на две "короткие" праздничные недели (5-8 мая, 12-15 мая). При этом в мае же завод будет работать не в три, а в две смены.
В Volkswagen дают понять, что большинство невостребованных сотрудников планируется перебросить на другие производства концерна. Например, на новый центральный склад запасных частей и аксессуаров в подмосковном Чехове, открытие которого запланировано на второй квартал 2015 года. Таким образом, создается около 280 рабочих мест. Новый завод двигателей в Калуге откроется во второй половине 2015 года. Это обеспечит еще около 300 рабочих мест. В пресс-службе компании отметили, что перейти на склады в Чехове и новый двигательный завод в Калуге предложат только тем, "чья квалификация соответствует имеющимся вакансиям". Тем же, кто готов уйти с завода добровольно, по соглашению сторон, концерн готов предоставить внушительную компенсацию. В МПРА утверждают, что сотрудникам предлагают уволиться "за шесть окладов", но предложение действует до конца апреля. Отказавшиеся увольняться добровольно должны будут остаться на заводе, однако дальнейшие действия Volkswagen активисты МПРА прогнозировать не могут. Впрочем, без увольнения временных сотрудников не обойдется и на заводе Volkswagen: в компании заявили, что договоры с 150 заводчанами не будут продлены.
Еще более серьезные проблемы на заводе Volvo, который производит в Калуге грузовики. 11 февраля 2015 года предприятие временно приостановило производство. Там сокращено, по официальным данным, около 30% сотрудников, то есть более 200 человек. При этом когда завод возобновит работу, неизвестно.
Автопром съехал с маршрута
С открытием завода Volkswagen (2007 год) и завода Volvo (2009 год) началось превращение Калужской области из дотационного субъекта РФ в региональный инвестиционный центр. Губернатор Анатолий Артамонов (во главе области — 15 лет), рассказали "Ъ" местные чиновники и депутаты, поставил задачу привлечь в область иностранных инвесторов для экономического скачка. Ради привлечения зарубежного капитала инвесторам позволили не платить налог на прибыль, область подготовила площадки для предприятий, подвела к ним коммуникации и построила дороги. Инвесторам оставалось возвести цеха, запустить производство и наладить сбыт. Успех первых заводов в Калужской области породил волну: уже в 2010 году свое производство развернули Citroen, Peugeot и Mitsubishi, открылся завод автокомплектующих Benteler.
Калужская область вырвалась в лидеры по многим экономическим показателям. Так, согласно официальным данным, с 2000 по 2013 год регион в 11 раз увеличил приток инвестиций. С 2006 года в промышленность было привлечено 440 млрд руб. "В прошлом году мы поставили рекорд — перешли отметку в 100 млрд руб. инвестиций за год",— с гордостью рассказывает "Ъ" Анатолий Артамонов. По объему инвестиций на душу населения Калужская область занимает первое место среди регионов Центрального федерального округа.
Доля автопрома в общем объеме областного промышленного производства с каждым годом увеличивалась. Если в 2007 году она составляла 0,9%, то в 2014 году этот показатель достиг уже 42%. Увеличивалось и число занятых в автопроизводстве: если в 2007 году было 898 человек, то в 2014-м — уже 11 759. В прошлом году автопроизводители перечислили в бюджеты всех уровней более 11,5 млрд руб.
Кризис, впрочем, серьезно скорректирует эту статистику. По словам губернатора, падение спроса в первую очередь ударило по производству грузовиков: в этом году оно уже сократилось на 60%. Падение производства легковых автомобилей не такое сильное. Согласно скорректированным производственным программам, завод Volkswagen планирует выпустить 121 435 автомобилей (97% к уровню производства 2014 года), "ПСМА Рус" — 40 600 автомобилей (90% к уровню 2014 года), завод Volvo — 500 автомобилей (30% к 2014 году).
При этом губернатор уверен, что область не должна сильно пострадать: "Только в этом году у нас откроется 14 крупных предприятий, на которых будет создано 3,5 тыс. новых рабочих мест. Мы работаем с турками, с китайцами. Я всегда ставил задачу диверсифицировать экономику". Всего инвесторы должны вложить в реализацию проектов в 2015 году, по расчетам властей, 62 млрд руб. Убыток из-за падения спроса на автомобили область планирует восполнить ростом фармацевтического производства, металлургической и пищевой промышленности, производства стройматериалов.
Профсоюзы жмут на тормоз
Масштабное развитие автопроизводства в регионе сопровождалось появлением сильных независимых профсоюзов. "Поначалу на заводе Volkswagen зарплата составляла от 8 тыс. до 10 тыс. руб.,— рассказывает "Ъ" лидер отделения МПРА в Калужской области Дмитрий Трудовой.— Сейчас уже около 30 тыс. руб.". Заслуги профлидер приписывает эффективной работе профсоюза, который довел численность своих членов только на Volkswagen до 1,5 тыс. человек.
Активизация деятельности профсоюзных активистов в последние недели привела к конфликту с властями. 21 марта 2015 года сотрудники полиции оцепили офис МПРА, где члены профсоюза обсуждали планы заводов по сокращению персонала. Активистов (по данным МПРА, 15 человек) доставили в отделение полиции, чтобы, по официальной информации, опросить по факту ограбления. "С нами беседовали сотрудники регионального Центра по противодействию экстремизму, которые почему-то не задавали вопросы про ограбление, а интересовались, когда, к примеру, мы будем проводить митинг, некоторых даже дактилоскопировали",— рассказывает задержанный тогда Дмитрий Кожнев. Он считает, что визит полиции — сигнал профсоюзам: "Мол, не надо поднимать волну". Губернатор области интерес центра "Э" к профактивистам комментировать отказался. "Это будет вмешательство в дела следствия",— сказал он "Ъ".
Тем не менее, подчеркивают в МПРА, борьба за права работников будет продолжена. Опрошенные "Ъ" сотрудники "ПСМА Рус", с которыми не продлили срочный договор, собираются судиться с администрацией завода. В этом им помогут юристы МПРА. Шансы на победу в профсоюзе оценивают как высокие, ссылаясь на созданный прецедент. В феврале 2015 года Калужский областной суд постановил восстановить на заводе "ПСМА Рус" сборщиков автомобилей Ольгу Ямщикову и Кристину Ильину (решение суда есть в распоряжении "Ъ"). Предприятие отказалось продлевать с ними срочные договоры, но сотрудницы, интересы которых представляли юристы МПРА, доказали, что завод действовал незаконно. Дело в том, поясняют профлидеры, что, согласно 58-й статье Трудового кодекса, если хотя бы раз работодатель продлил срочный трудовой договор, он становится бессрочным. Калужский облсуд в своем решении восстановить сотрудниц ссылается как раз на 58-ю статью. "У тех, с кем не продлевают срочные договоры сейчас, аналогичная ситуация",— подчеркивает Дмитрий Кожнев.
Он также говорит, что в 58-й статье ТК особо оговаривается, что "запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок". Руководство предприятия, по словам профлидера, выбрало форму срочных договоров для приема на работу, "чтобы иметь возможность в любой момент трудовые отношения не продлевать и попрощаться с сотрудником без компенсаций и положенных выплат, которые действуют при бессрочном договоре".
Несколько дней назад МПРА направил директору "ПСМА Рус" требование не нарушать законодательство РФ и продлить с членами профсоюза срочные договоры. "Но завод навстречу не пошел. Если наши требования и дальше будут игнорироваться, не исключено, мы будем проводить акции протеста",— предупредил Дмитрий Кожнев.
Жан-Кристоф Маршаль заверил "Ъ", что готов к диалогу с профсоюзами, но о возможных судах с уже бывшими сотрудниками говорить не стал.
У областных властей свой взгляд на то, как должны решаться трудовые споры во время кризиса. "Нам сейчас нужно по отношению к участникам экономической деятельности вести себя предельно корректно, проявлять соучастие, чтобы у инвесторов не наступило разочарования,— говорит Анатолий Артамонов.— Инвесторам и так тяжело, и так они не знают, как выкрутиться из ситуации и свести концы с концами, а мы еще им удар в спину будем наносить". К митингам губернатор готов, но провокаций не потерпит: "Самое главное, чтобы на этот митинг не везли никого из других регионов, вот это мы отследим. И за это организаторы "по зубам" могут получить запросто, причем на законных основаниях. Если своих не найдут и привезут из других регионов — якобы это работники предприятия,— получат надежный отпор".