"Вряд ли шутки могут переплюнуть законы в Государственной думе"

Больше трети россиян не намерены шутить 1 апреля, следует из опроса "Левада-Центра". 9% еще не определились со своими планами, а вести себя в соответствии с праздником исследователям пообещали 56% россиян. Они собираются разыгрывать близких и знакомых. Чаще всего шутить планируют служащие – 67%, рабочие – 65%, а также студенты и учащиеся – 64%. Ведущий "Коммерсантъ FM" Максим Митченков обсудил тему с Андреем Бильжо – художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

5% респондентов признались, что всегда обижаются, когда их разыгрывают, а 24% обижаются периодически. К слову, число желающих подшутить над ближними в этом году сократилось на 4% к 2013 году и на 7% – к 2011-му.

— Андрей Георгиевич, доброе утро.

— Доброе утро, Максим, доброе утро, дорогие радиослушатели. Кроме того, 34% россиян сообщили, что смеются часто, 49% — время от времени, 14% — редко, и еще 1% — никогда.

— А были такие, кто смеется постоянно, без перерыва?

— Нет, таких нет.

— Они, наверное, в другом месте находятся, их не опрашивают?

— Они находятся в другом месте. Кстати говоря, называется, даже есть такой термин — "веселая мания", когда все-все смешно и радостно, но за это человек обычно расплачивается депрессией. Но я про 1%, который не смеется никогда, вспомнил историю, которую Михаил Михайлович Жванецкий давно рассказывал в узкой компании. Это было в Советском Союзе, он где-то выступал, и когда выступает человек на сцене, он выбирает какого-то зрителя, кому это все адресовано. Все хохочут, весь зал заливается, а в первом ряду сидит человек, и у него ну просто ни одна мимическая мышца на лице не дрогнет. А потом, когда концерт закончился, говорят: "Михаил Михайлович, вас машина ждет, чтобы отвезти в гостиницу". Он сел в машину, а за рулем как раз сидел этот человек, водитель, и он поворачивается к Михаилу Михайловичу и говорит: "Никогда так не смеялся, так было смешно!" Поэтому когда человек не смеется, это не значит, что внутри у него нет радости, просто что-то с мимической мускулатурой происходит.

Кстати говоря, 1 апреля международный День смеха, День дурака, отмечается во всех странах мира, кроме суровой Испании, где это праздник отмечают 28 декабря, международный День птиц, пробуждение домового ну и еще день рождения Николая Васильевича Гоголя.

Вот это для меня — самый праздник, эта часть этого праздника — самая важная для меня, потому что я очень люблю этого писателя и совсем не люблю праздник 1 апреля, чем дальше, тем больше. Не то что я не люблю розыгрыши, а праздник, когда в один день нужно над всеми шутить.

Кстати, в России этот праздник стали отмечать в тысяча семьсот каком-то году, и смотрите, каким образом первый массовый первоапрельский розыгрыш состоялся в Москве в 1703 году. Мне очень нравится эта история. Глашатаи ходили по улицам, приглашали всех прийти на неслыханное представление, от зрителей отбоя не было, а когда в назначенный час распахнулся занавес, ничто вам это не напоминает вообще, все увидели на подмостках полотнище с надписью "Первый апрель — никому не верь!". На этом неслыханное представление закончилось, друзья мои, вот это классно! А Апухтин в 1857 году написал, заметьте, стихотворение, как ничего не меняется, 1857 год!

"Денек веселый, с давних пор обычай есть патриархальный

У нас: и лгать, и всякий вздор

Сегодня всем пороть нахально.

Хоть ложь-то, впрочем, привилась

Так хорошо к нам в самом деле,

Что каждый день в году у нас

Отчасти — первое апреля".

Апухтин, 1857 год. Как и 1 апреля, когда уже невозможно отличить, шутят люди или не шутят, и какая шутка может переплюнуть законы в Государственной думе. Ну какая шутка может переплюнуть ту, когда говорят, что запрещается написание названий наркотиков? Вот написал где-то "кокаин" — и срок получил. То есть борьба с негативным явлением через слово, через его написание. Это совершенно какая-то удивительная, на самом деле, штука.

— Андрей Георгиевич, а над вами кто-то шутил 1 апреля, или вы над кем-нибудь? Может, расскажете, вы кого-нибудь разыгрывали?

— Я 1 апреля обычно стараюсь спрятаться. Какое-то время мы ездили на юморину в Одессу, отмечался праздник в Санкт-Петербурге, так называемый "Золотой Остап", который я, кстати говоря, получил дважды. Были всякие праздники, но, честно говоря, когда собираются люди, которые профессионально шутят, именно в этот день делать это как-то совсем-совсем неохота. И потом меня заставляли почему-то со школы именно 1 апреля выпускать какую-то стенгазету, потом в психиатрической больнице им. Кащенко я делал газету к 1 апреля и всю ее рисовал, какие-то фотографии наклеивал и шутил, шутил, шутил. И так мне это было неприятно, так мне это было неинтересно, что я 1 апреля как-то прячусь, к телефону не подхожу, и вообще мне шутки совсем не хочется шутить именно 1 апреля.

Хотя в мире в основном шутки-то дурацкие, но были выдающиеся шутки на самом деле. Вот у нас есть немножко времени, я вам прочту. 1 апреля 1915 года в разгар Первой мировой войны над немецким лагерем появился французский самолет и сбросил огромную бомбу. Немцы бросились врассыпную, но взрыва не последовало. На бомбе красовалась надпись "С 1 апреля". Нормально?

— Несмешная шутка.

— Нет, ну вот эти шуточки — нормально, как? Это же вообще чудеса какие-то. Друзья мои, и, тем не менее, улыбайтесь чаще, будьте здоровы, держите себя в руках, шутите друг над другом, но не переходите определенную границу, тем не менее, держите все-таки себя в руках и улыбайтесь перед зеркалом даже сами себе.

Вся лента