Якутские водители не разъехались с нефтяниками
Построенная «Сургутнефтегазом» трасса оказалась нужной всем
Вчера представители правительства Якутии, компания «Сургутнефтегаз» и жители Ленского района республики попытались найти решение проблемы единственной дороги, по которой можно попасть в Иркутскую область на машине. Переговорам предшествовали акции протеста местных жителей, которые дважды перекрывали трассу, принадлежащую «Сургутнефтегазу», жалуясь на высокие тарифы за проезд. Компания предложила ряд мер по облегчению ситуации с пропуском машин. На альтернативную бесплатную дорогу требуется 9 млрд руб., которых в местном бюджете нет.
Первым решился перекрыть дорогу Талакан—Витим, принадлежащую «Сургутнефтегазу», 3 февраля предприниматель Валерий Лейкин, оказавший во время акции сопротивление сотрудникам полиции. Вчера СУ СКР по Якутии предъявило ему обвинение по фактам применении насилия в отношении представителя власти (ч.1 ст. 318 УК РФ) и оскорбления представителя власти (ст. 319 УК РФ). Также во вторник он признан судом виновным в административном правонарушении (несанкционированном пикете) по ч. 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ) и оштрафован, а также получил восемь суток административного ареста.
Еще один массовый пикет прошел 21 марта. Местные жители требовали во время акций пресечь произвол охранников на КПП на въезде и обеспечить свободный проезд по трассе. «Единственный способ попасть в райцентр и в Иркутскую область на автомобиле — проехать по трассе „Сургутнефтегаза“, миновав четыре КПП со шлагбаумами. Есть и альтернативные пути, но зимой воспользоваться ими невозможно: пролегающий вдоль реки зимник заметен снегом»,— говорят „Ъ“ местные жители. Для жителей поселков Пеледуй, Витим и Толон проезд бесплатный при предъявлении на КПП документов, подтверждающих факт проживания в этих населенных пунктах. С предпринимателей и жителей других регионов Якутии за проезд взимается 45 тыс. руб. за грузовую машину.
Ранее руководство местного подразделения «Сургутнефтегаза» идти с жителями на диалог отказывалось. Ситуация изменилась после приезда в Якутск вице-премьера, министра Дальнего Востока Юрия Трутнева. Глава Якутии Егор Борисов пообещал провести соответствующие переговоры с руководством «Сургутнефтегаза» и «Транснефти». До этого руководство «Сургутнефтегаза» в официальных комментариях отмечало, что все действия осуществляются «в рамках законодательства», так как трасса является частной собственностью и ведет на объекты компании.
Встреча представителей компании и правительства республики с населением района состоялась 31 марта в Ленске. На нее приехали зампред правительства Якутии Виктор Омуков, заместитель гендиректора ОАО «Сургутнефтегаз» Александр Оглы, представители прокуратуры, Общественной палаты Якутии, представители жителей Витима и Ленска. Александр Оглы предложил несколько решений, в числе которых — перенос ряда КПП для уменьшения количества досматриваемых машин. Вместо сотрудников ЧОПа КПП будут охранять сотрудники управления вневедомственной охраны МВД. Кроме того, компания предложила на месте выяснять, какой именно груз везет та или иная машина: если товар социально значимый, то плата за проезд будет взиматься минимальная.
«На КПП есть черные списки предпринимателей, с которыми охранники однажды поругались, вот их и стараются любой ценой не пропустить через КПП на любой машине, будь они хоть на велосипеде»,— рассказал „Ъ“ один из жителей Ленского района. Решить проблему могло бы строительство государственной дороги. Но стоимость 180-километровой трассы — около 9 млрд руб., а на все дороги республики в год выделяется 4 млрд руб.
«Надо договариваться и ставить вопрос перед правительством Якутии о строительстве дороги»,— заявила замглавы Общественной палаты Якутии член Общественной палаты РФ Марина Богословская. «Итог встречи — мы обратили внимание на ситуацию на федеральном уровне, доложено было и в администрацию президента, и в правительство РФ. Решение проблемы на уровне субъекта невозможно»,— рассказал „Ъ“ участник совещания, житель района Андрей Бутурин.