Климат как предчувствие
Россия представила цели по снижению выбросов к Парижскому соглашению
Во вторник вечером РФ подала в ООН свои цели по снижению выбросов парниковых газов для нового посткиотского климатического соглашения: к 2030 году они должны снизиться на 25–30% по сравнению с уровнем 1990 года. Эксперты говорят, что российские цели вполне «адекватны» планам других стран — но рассчитывают на их пересмотр «после периода экономического спада».
До 1 апреля все развитые страны мира должны были подать свои национальные предложения к новому Парижскому глобальному климатическому соглашению — оно должно прийти на смену Киотскому протоколу и вступить в силу в 2020 году. По данным ООН, две трети развитых стран объявили о своих планах досрочно. Например, США заявили о намерении снизить выбросы к 2025 году на 26–28% уровня 2005-го, ЕС — к 2030-му «по меньшей мере» на 40% уровня 1990 года, Швейцария — на 50% уровня 1990 года к тому же сроку.
Климатическое предложение РФ к новому посткиотскому соглашению — уровень выбросов к 2030 году должен составить 70–75% уровня 1990 года «при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов». Предлагаемые цифры — не новые, они уже были озвучены советником президента РФ по климату Александром Бедрицким на климатическом саммите Пан Ги Муна в сентября 2014 года в Нью-Йорке.
В своем официальном заявлении Россия заявляет о том, что достижение объявленных целей (к 2020 году — минус 25% и к 2030 году — минус 25–30%) — может привести к «окончательному разрыву связи (decoupling) между экономическим ростом и выбросами парниковых газов в атмосферу» и снижению выбросов парниковых газов на единицу ВВП. Напомним, что в середине марта Мировое энергетическое агентство объявило, что впервые за 40 лет статистического учета рост мировой экономики (на 3% за год) не сопровождался ростом выбросов СО2 от сжигания ископаемого топлива (показатели эмиссии остались на уровне 2013 года).
Россия заявляет, что страна уже добилась довольного многого на пути отделения социально-экономического роста от роста эмиссий — так, в предложении к Парижскому соглашению приводятся данные, что в 2012 году ВВП страны вырос на 72,9% к ВВП 2000 года, в то время как выбросы парниковых газов (без учета лесов) — лишь на 11,8%. «Значительный рост ВВП сопровождался лишь минимальным увеличением выбросов», говорится в заявлении РФ.
Впрочем, ряд экологов и критиков списывает эти успехи скорее на изменение структуры экономики страны (с увеличением доли добывающих отраслей и сферы услуг). Они говорят о том, что цель снижения выбросов на ближайшие годы все равно будет означать рост эмиссий в краткосрочной перспективе — так, на данный момент уровень выброса парниковых газов уже на 30% ниже уровня 1990 года. Но даже по мнению экологов в РФ все-таки наблюдается тенденция снижения выбросов (в том числе и благодаря реализации программ энергоэффективности) — по предварительной оценке WWF Россия, эмиссии парниковых газов в 2014 году остались на уровне 2013 года или даже немного сократились, при этом с 2000 по 2013 год углеродоемкость экономики РФ снизилась с 1,2 кг до 0,74 кг СО2 на доллар ВВП. По данным экспертов, в ближайшие годы на фоне экономического кризиса РФ ожидает незначительный (не более 2% в год) рост эмиссий, пик которого придется на 2020-е годы, с последующей остановкой и снижением.
Тем не менее в WWF Россия полагают, что Россия должна будет пересмотреть климатические цели после экономического кризиса, приняв более сильные цели снижения выбросов на 2025-й и 2030-й, так как «практический опыт продемонстрирует, что объявленные цели являются слишком консервативными». Напомним, на фоне экономического кризиса и пересмотра бюджетных расходов в конце минувшего года были отменены программы господдержки программы энергоэффективности, а в данный момент корректируется и план мер по обеспечению цели сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году (см. “Ъ” от 27 марта).
Ответственный секретарь рабочей группы Минэкономики и «Деловой России» по созданию системы углеродного регулирования в РФ Антон Галенович также называет представленные цифры «исходной переговорной позицией». «В качестве действительной основы политики смягчения воздействия на климат достижение цели по ограничению объема выбросов к 2030 г. 70–75% уровня 1990 года с учетом поглощения лесами не требует никаких мер перехода на низкоуглеродное развитие, а главное — не требует смены ресурсной ориентации экономики»,— считает эксперт.
«Объявленные РФ цели абсолютно адекватны парижскому соглашению, и в равной степени с целями других крупнейших стран неадекватны общей цели удержания роста глобальной температуры на планете в пределах 2 градусов Цельсия»,— прокомментировал российское заявление руководитель программы «Климат и энергетика» Алексей Кокорин. По словам эксперта, большая часть развитых стран предлагает национальные цели снижения выбросов, вписываемые в «бизнес как обычно», добавляя сопряженные выгоды — например, чистый воздух в случае Китая, энергетическую независимость в случае ЕС, продвижение собственного бизнеса (Япония, Норвегия, США). «Нынешние глобальные климатические цели развитых стран далеки от специальных дорогостоящих действий, направленных исключительно на снижение выбросов»,— сетует господин Кокорин. Напомним, одна из особенностей нового климатического соглашений — не распределение общей нагрузки по снижению выбросов «сверху вниз», а предложение климатических целей странами добровольно.
Отметим, что в климатических заявлениях РФ и других развитых стран нет слов о климатической адаптации или финансовых обязательствах. Тем не менее в середине марта, выступая на семинаре в офисе Всемирного банка в Москве, Александр Бедрицкий заявил о намерении РФ добровольно поддерживать климатические проекты в развивающихся странах. Вместе с этим Алексей Кокорин сожалеет об отсутствии упоминания адаптации в заявлении РФ, так как большинство стран со сходными показателями дохода на душу населения включили (или включат) меры адаптации в климатические цели к Парижу.
Напомним, официальные российские органы несколько раз заявляли, что изменение климата в РФ проявляется значительнее, чем в среднем на планете. Так, по данным Росгидромета, за последние сто лет рост средней температуры на территории страны составил около 1,3 градуса Цельсия (0,8 градуса в среднем по планете), а с 1976 по 2013 год в РФ наблюдался «ярко выраженный тренд повышения температуры на 0,43 градуса Цельсия в десять лет (0,17 градуса за десять лет для мира в целом), что привело к существенному росту опасных гидрометеорологических явлений. Доклад о человеческом развитии в РФ, представленный в аналитическом центре при правительстве в феврале этого года, приводит оценки общих потерь российской экономики от изменения климата в 2–3% ВВП при повышении температуры Земли на 2%. Всемирный банк оценивает потенциальный ущерб от климатических изменений для экономики РФ в $10 млрд в год.