Простое счастье кровопийц
Анна Сотникова о фильме «Реальные упыри»
В прокат выходит мокьюментари про жизнь вампиров из Новой Зеландии в XXI веке — пожалуй, самый смешной фильм прошлого года
В новозеландском Веллингтоне, в небольшом обветшалом доме, сохранившем остатки былого великолепия, живут четверо соседей — один совсем старенький, ему 8000 лет, и он в основном спит в подвале в полной темноте, остальные трое — помоложе, они любят веселиться, живут довольно бурной жизнью и беспрестанно препираются по какому-нибудь поводу. Все четверо — вампиры, и бытовые проблемы у них в связи с этим достаточно своеобразные — отмывать кровь с антикварных диванов и одежды труднее, чем что бы то ни было, это даже простым людям известно. Так или иначе эта непростая особенность Владислава, Дикона и Вьяго не останавливает — как могут, они развлекаются, общаются со всеми, с кем можно и с кем нельзя, дерутся с вервольфами, ходят на вечеринки для вампиров и для простых людей и вообще проводят время как нормальные человеческие бездельники.
В вампирской комедии, снятой на собранные краудфандингом деньги Таикой Вайтити и Джемейном Клементом, создателями "Полета Конкордов", все как в жизни: герои веселятся, спорят, наряжаются, позируют для фотографий (правда, пересматривают их потом с ностальгией, которую человеку представить трудно: "а вот мы 200 лет назад, а вот — 150, о, это было весело!"), ходят в клубы, что тоже проблема, потому что войти они могут только по приглашению, страдают от того, что по ночам все закрыто, а солнечный свет для них смертелен. Более того, это мокьюментари — вампиры то и дело обращаются с экрана напрямую к зрителю, рассказывают в камеру о своей вечной жизни, действие стремительно переходит от одной сценки к другой. Джемейн Клемент — пожалуй, самый известный новозеландский комик сегодня, половина комического дуэта "Полет Конкордов", где каждая песня — хит, а шутят смешно, но, к сожалению, через раз. В "Реальных упырях" (не стоит обращать внимание на чудовищное локализированное название — в оригинале они называются "Чем мы занимаемся в тени?") структура в принципе та же — только если герои "Конкордов" были бездельниками, которые хотели стать великими музыкантами и прославиться, то тут Клемент оставляет в центре действия простые человеческие проблемы, но переносит их в фантазийную плоскость. И это работает — кажется, даже лучше, чем в случае с музыкальными приключениями раздолбаев в Америке. Почему же "Реальные упыри" так попали в нерв сегодняшнего дня? По двум очень простым причинам, которые в вампирском жанре очень мало кому приходило в голову совместить: здесь все смешно и все по-настоящему. Все окупает общий градус идиотизма и верность избранной концепции: вампиры, как это ни странно, тоже люди — им надо платить за интернет и квартиру, разобраться, как выжить в XXI веке и как приводить себя в порядок, если не отражаешься в зеркале, они искренне переживают, когда кто-то из них умирает, а война между одним из вампиров и его бывшей любовницей не очень-то и гиперболизирована по сравнению с любой житейской мелодрамой. Это совсем непритязательный и — как редко бывает с вампирским кино — совсем не многозначительный фильм с россыпью по большей части очень глупых и от этого всегда удачных шуток, в котором вампиры в какой-то степени оказываются сатирой на избалованное общество кидалтов, а не утонченными и притягательными декадентами.
В прокате с 16 апреля