"Уже нет смысла конкурировать, кто из нас круче, потому что это конкуренция за место в автозаке"
Лидеры оппозиции решили консолидироваться в преддверии выборов в Госдуму. Предполагается, что будет сформирован единый список кандидатов, однако окончательное решение еще не принято. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.
Во вторник прошла встреча представителей демократических сил. В ней приняли участие депутат Госдумы Дмитрий Гудков и его отец Геннадий Гудков, лидер "Партии прогресса" Алексей Навальный, экс-сопредседатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков, а также председатель партии "Гражданская инициатива" Андрей Нечаев.
— Вы надеетесь на реальное объединение оппозиции?
— Я хочу сразу сказать, что информация об этом — не первоапрельская шутка. Эта встреча состоялась.
— Так, давайте по результатам.
— В таком составе она состоялась, наверное, впервые за достаточно большой период времени и прошла действительно позитивно. Мы обсудили, конечно же, убийство Немцова, и что делать нам дальше в этой ситуации. Мы будем делать все возможное, чтобы исполнители и заказчики преступления были найдены.
Первое: мы в ближайшее время обратимся в мэрию Москвы с тем, чтобы увековечить память Бориса Немцова. Мы начинаем большую серию встреч, для того чтобы координировать наши усилия, начать взаимодействие по разным вопросам, по текущей повестке, по будущим выборам.
Сейчас никаких, наверное, решений я озвучить не смогу, потому что за одну встречу такие серьезные вещи не решаются, тем более что у нас печальный опыт объединения различных оппозиционных сил, потом это все ничем не заканчивалось. Так что, чтобы не бежать впереди паровоза, давайте мы дождемся уже конкретных решений, чтобы они были просчитаны, продуманы, чтобы уже был согласован конкретный план действий. Об этом мы потом расскажем, если это произойдет.
Настрой всех участников встречи говорит о том, что, конечно, все изменилось после 27 февраля. Все обиды, все конфликты остались позади, и сегодня уже нет смысла конкурировать, кто из нас круче, кто из нас сильнее, потому что это конкуренция за место в автозаке, если не за место на кладбище.
Сегодня мы должны думать не об амбициях каждого из нас, а мы должны думать о результате. Понятно, что впереди выборы в Государственную думу, и если в Государственной думе следующего созыва не появится независимая фракция, независимая партия, то, конечно, страна будет скатываться в тоталитаризм, и ничем хорошим это не закончится.
— Почему вы считаете, что на этот раз удастся вам консолидироваться? Уже не один раз такие попытки были, вспомним поддержку Прохорова на президентских выборах. Где теперь Прохоров?
— Я же сейчас не бью в грудь кулаком и не гарантирую, что обязательно мы договоримся, просто ситуация изменилась. Изменилось время, изменились мы сами, изменились обстоятельства, в которых нам приходится работать. Произошло убийство Немцова — трагедия, которая шокировала не только политическую элиту, она шокировала весь мир. Ситуация очень сильно отличается от того, что было раньше.
— Вы уверены, что вас поддержат избиратели? В среду "Левада-Центр" опубликовал опрос. Результаты опроса — 80% за Путина, если бы голосование состоялось сейчас.
— Нет у нас социологии, понимаете. Политическая социология бывает только там, где есть политическая конкуренция, политическая борьба. Как вопросы задавать? Можно задать вопрос: "Согласны ли вы с утверждением, что половина депутатов Госдумы жулики и воры?" Все скажут: "Согласны". "Согласны ли вы с заявлением, что половина депутатов Госдумы честные люди?". "Не согласны". Хотя это одно и то же. Это как вопрос задавать, так можно и трактовать уже ответы.
Поэтому результаты Алексея Навального в Москве, несмотря на отсутствие реальной конкуренции, несмотря на то, что у него не было доступа к федеральным телевизионным каналам, был ограничен финансовый ресурс, плюс кампания шла полтора месяца, он фактически отправил Собянина во второй тур. Поэтому в 2016 году будет совершенно другая ситуация. У нас кризис, сложно будет кормить избирателя сказками про то, что во всем виноват Обама. Люди увидят, к чему приводит эта политика.
— Понятно. Оксана Дмитриева, наоборот, создает новую партию. Может быть, это более эффективный путь?
— Эффективнее чем что?
— Чем консолидироваться и идти вместе? Она свое создает, она так решила во власть пойти.
— Так дай бог ей здоровья. Если она хочет участвовать в политике, то в любом случае на левом фланге тоже нужно менять все эти партии, потому что это давно уже группа поддержки "Единой России" и администрации президента. Но мы же консолидируемся на демократическом поле, и необходимо создавать партию так называемого среднего или городского класса. Это 20% избирателей.