Прах дяди последнего императора России перезахоронят с почестями
Образ российского главнокомандующего Первой мировой избавят от штампов
Прах великого князя Николая Николаевича (младшего) будет перезахоронен в Москве на Братском воинском кладбище «этой весной». Это стало известно на заседании межведомственной рабочей группы по организации церемонии захоронения. Сценарий церемонии переноса праха из Франции и его захоронения уже разработан. Конкретная дата церемонии выясниться в ближайшее время в ходе переговоров с французской стороной. В Российском историческом обществе (РИО) считают это событие «возвращением памяти», полагая, что фигуру великого князя следует избавить от «штампов — “Николай Лукавый”, “неудачный главнокомандующий”».
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, возглавляющий РИО, провел заседание межведомственной рабочей группы, которая была создана осенью 2014 года для организации церемонии перезахоронения праха великого князя Николая Николаевича (младшего) и его супруги великой княгини Анастасии Николаевны. По итогам заседания было объявлено, что церемония состоится «этой весной».
С просьбой о перезахоронении Николая Николаевича (младшего) — внука императора Николая I и дяди последнего российского императора Николая II — обратились к господину Нарышкину родственники великого князя в начале 2014 года, когда спикер возглавил оргкомитет по подготовке к празднованию 100-летия Первой мировой войны. В ее начальный период, в 1914–1915 годах, Николай Николаевич был верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами России. В 1919 году великий князь эмигрировал всей семьей во Францию, жил в Канне, где и был похоронен в крипте храма Михаила Архангела.
Внучатые племянники великого князя Николай Романович и Дмитрий Романович, направившие обращение Сергею Нарышкину, сохранили, по его словам, «предание» о последней воле Николая Николаевича — «когда-нибудь быть похороненным на родной земле, рядом со своими солдатами». Потому и решено захоронить прах на Братском воинском кладбище в Москве в часовне в честь Преображения господня. «Это будет особым событием и для России, и для русского мира»,— заявил господин Нарышкин.
Церемония, которую следует соблюсти при переносе праха из Франции и при захоронении в Москве, уже определена, сообщил председатель геральдического совета при президенте Георгий Вилинбахов. Захоронение в Москве пройдет с воинскими почестями и соответствующими атрибутами. Предполагается, в частности, что из парижского музея лейб-гвардии казачьего полка будет доставлено знамя полка. Потому что Николай Николаевич (младший) с августа 1915 года и до марта 1917-го был войсковым наказным атаманов кавказских казачьих войск. А со дня кончины великого князя (5 января 1929 года) у тела покойного вели воинское дежурство в том числе офицеры и казаки лейб-гвардии Атаманского полка, находившиеся в Канне.
Часовня в честь Преображения господня отремонтирована, сообщил руководитель департамента культуры мэрии Москвы Александр Кибовский. Обеспечено, по его словам, «теплоснабжение, электроснабжение, сигнализация».
Не до конца проясненной осталась лишь французская часть церемонии из-за юридической неопределенности каннского храма Михаила Архангела, который стал предметом судебной тяжбы между тремя церковными юрисдикциями. Год назад возник конфликт между прихожанами храма и его настоятелем, и в храме прекратилось богослужение.
Российский МИД и посольство России во Франции «при содействии французской стороны решили всю эту коллизию в юридическом русле», сообщил “Ъ” ответственный секретарь РИО Андрей Петров.
По его словам, «консультации в Париже еще будут», но церемония перезахоронения «состоится этой весной». Историков не смущает, что Николай Николаевич (младший) еще при жизни получил в армии прозвище Лукавый. По оценкам тех, кто близко сотрудничал с великим князем, он обладал «ограниченными духовными качествами, злым и высокомерным характером, предпочитал работу за кулисами и становился, таким образом, безответственным перед общественным мнением». Таким он запомнился русскому генералу от кавалерии, военному министру 1908–1915 годов Владимиру Сухомлинову. В августе 1915 года император Николай II сам встал во главе русской армии, отстранив своего дядю от должности верховного главнокомандующего в связи с рядом неудач на фронте.
Отставка великого князя была «политическим решением», пояснил “Ъ” Андрей Петров, поскольку в тот сложный период требовалось «сосредоточить в одних руках власть военную, гражданскую и сакральную». Господин Петров уверен, что образ Николая Николаевича «оказался искаженным» примерно так же, как и вся история Первой мировой войны. «“Николай Лукавый”, “недалекий политик”, “храбрый воин, но неудачный главнокомандующий” — это штампы»,— считает господин Петров. Он напомнил, что после отставки с поста верховного главнокомандующего Николай Николаевич (младший) был отправлен на Кавказский фронт, которым командовал до марта 1917 года. «И это был самый успешный фронт Первой мировой: взяли провинции Карс, Баязет, Ардаган — к Анкаре дело приближалось»,— уточнил ответственный секретарь РИО. Кроме того, по его словам, «великий князь входил в Верховный совет Антанты, и союзники относились к нему с большим уважением». Николай Николаевич (младший), по мнению историка, «идеальная фигура для того, что сейчас называется “возвращением памяти” обществу».
Как депутаты Госдумы видят прошлое и настоящее своей страны
Общественный совет, который возглавляют математик Станислав Смирнов и заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, призван вырабатывать рекомендации для Минобрнауки. В октябре 2014 года совет опубликовал крайне жесткое обращение к Государственной думе. Эксперты, в частности, обвинили отдельных депутатов в «отсутствии критического отношения к прошлому и настоящему своей страны, неспособности к диалогу, узости взгляда и страхе перед выбором». Совет призвал «руководство Государственной думы объяснить своим коллегам нелепость их законопроекта и не принимать его к рассмотрению». Читайте подробнее