Школа ручной работы
Марина Прохорова о мануфактуре Ermanno Scervino
Правила, по которым создаются дорогие вещи, везде одинаковы. Будь то Италия или Франция, Япония или Англия, появился ли бренд совсем недавно или это почтенное семейное дело: уникальное мастерство требует особых условий и особых мастерских. История мануфактуры Ermanno Scervino — еще одно подтверждение того, как важно сохранять ремесленные традиции.
Марка Ermanno Scervino по своей стилистике типично флорентийская, но ее дизайнер — Эрманно Даэлли, уроженец Милана. Он учился в Париже, успешно выпускал коллекции сумок и других аксессуаров из кожи, в 1970-х ,была популярна его линия спортивной одежды, в первую очередь пуховики.
Но в 1997 году Эрманно Даэлли в паре с бизнесменом Тони Шервино приобрел разорившееся флорентийское ателье, в котором на протяжении десятилетий шили вечерние наряды, а потом пришла пора pret-a-porter. Так возник бренд, названный в честь обоих основателей.
Конечно, крохотное флорентийское ателье не было рассчитано даже на небольшие тиражи одежды Ermanno Scervino. Главной его ценностью были мастера, владевшие традиционными техниками ремесла — швейного, вязального, вышивального. Новая мануфактура, расположенная в крохотном городке Грассина в холмах рядом с Флоренцией, занимает специально построенное здание, но мастера в ней остались прежними. Их, конечно, стало больше — сейчас на мануфактуре Ermanno Scervino заняты 300 человек. Молодых мастеров обучают здесь самым традиционным способом — личным примером. Это классическое ученичество, работа подмастерьем. И если еще в начале нулевых существовала серьезная проблема найти тех, кто готов пойти в ученики, то в начале этого десятилетия ситуация выправилась: в мастерские Ermanno Scervino пришли дети старых мастеров, а в конце прошлого года на мануфактуре появилась настоящая династия из трех поколений. Видимо, есть здесь какая-то закономерность: в Италии даже марка, основанная не как семейное дело, все равно рано или поздно становится хоть в чем-то семейной.
Стилистика вещей из сезонных коллекций Ermanno Scervino подразумевает, что они окажутся в гардеробе не на один сезон
Коммерческий директор марки Тони Шервино поясняет, что если какие-то рабочие процессы можно механизировать и автоматизировать, то это делается немедленно. И действительно, вторая линия марки делается без применения ручного труда, используются новейшие методы обработки материалов, такие как лазерный раскрой, лазерная резка по ткани и коже, склейка и сплавливание синтетических материалов вместо традиционного сшивания (при создании пуховиков и непромокаемых курток отсутствие отверстий от иглы — даже к лучшему). Но "ручной" подход остается — креативный директор Эрманно Даэлли одинаково любит все вещи, от подиумной деми-кутюрной части коллекций Ermanno Scervino до линии Scervino Street, детской одежды и линии нижнего белья. Во всяком случае, внимание он этим линиям уделяет лично, а не просто утверждает образцы.
Конечно, главным для марки Ermanno Scervino остается то, благодаря чему она и появилась: деми-кутюр, требующий традиционного портновского искусства и мастерства вышивальщиц, вязальщиц, крутильщиц искусственных цветов. Отделка и даже просто отстрочка всех вещей Ermanno Scervino вплоть до джинсов и пуховиков делается только вручную.
За качеством следят серьезно — специальные контролеры проверяют на прочность и пуговицы, и шлевки, и аппликации на каждой вещи. В магазинах появляются только безупречные по качеству вещи, рассчитанные на долгую жизнь,— и стилистика вещей из сезонных коллекций Ermanno Scervino подразумевает, что они окажутся в гардеробе не на один сезон. Эрманно Даэлли и Тони Шервино в один голос объясняют, что труд мастеров мануфактуры столь виртуозен, что заслуживает уважения. И пренебрежительно к нему относиться не стоит — вещь может отвисеться в гардеробной и вновь стать актуальной.
Флорентийский стиль сложился еще в эпоху Ренессанса, он подразумевает пышность и максимализм, неизменно дорогие и качественные материалы, изощренный крой и выполненную вручную, показательно усложненную отделку — вышивку и ручную отстрочку, всевозможные буфы и сложносочиненные защипы, оборки и воланы, отделку объемными аппликациями, пайетками, бисером, галунами, тонким кружевом и искусственными цветами. Практически обязательное в женских коллекциях тонкое плетеное и шитое кружево заказывается на специализированных мануфактурах Италии и Франции. Все остальное — макраме и мережки, вышивку и аппликации, лазерную резьбу и бахрому — делают местные мастера. Учитаны все детали и мелочи, которые делают одежду комфортной. При всем романтизме стиля Ermanno Scervino создатели этой марки, вопреки распространенным романтическим идеям, убеждены: человек красив, когда ему хорошо.