Муляж бомбы сработал в суде

Аэропорту Толмачево не удалось оспорить претензии к авиабезопасности

Новосибирский аэропорт Толмачево не смог оспорить в суде решение госавианадзора о привлечении его к ответственности за нарушение требований авиабезопасности. Предполагаемые нарушения, указывается в деле, были выявлены при проведении ФСБ тестового мероприятия: условный террорист, в багаже которого находился муляж бомбы, выполненный из кусков хозяйственного мыла, прошел предполетный досмотр и попал в стерильную зону аэропорта.

Новосибирский арбитраж рассмотрел заявление ОАО «Аэропорт Толмачево» о признании незаконным постановления управления гос­авианадзора по Сибирскому федеральному округу, которым аэропорт был признан виновным в нарушении требований авиабезопасности и оштрафован на 10 тыс. руб.

Как указывается в материалах суда, в ноябре 2014 года управление ФСБ по Новосибирской области провело в ОАО тестовое мероприятие. Его целью было установить «возможность проноса в стерильную зону аэропорта, на борт воздушного судна самодельного взрывного устройства (СВУ)». Контрразведчики даже подготовили правдоподобный, по мнению экспертов, муляж бомбы. Он был выполнен из восьми кусков хозяйственного мыла, перемотанных скотчем, учебного электродетонатора, провода от которого вели к мобильному телефону. По договоренности с чекистами имитатор СВУ к себе в багаж взял пассажир, летевший в Бангкок.

5 ноября 2014 года около полуночи условный террорист через пункт досмотра попал в зал вылета. Спустя полчаса багаж «террориста» прошел проверку уже в пункте досмотра международного терминала. Как указывается в материалах правоохранительных органов, «сотрудниками службы авиабезопасности аэропорта СВУ не выявлено и не обезврежено, условный террорист разместил его на борту воздушного судна».

В ходе дальнейшего разбирательства правоохранители взяли объяснения у сотрудниц службы авиабезопасности аэропорта. Инспектор, досматривавшая багаж на входе в аэровокзал, заявила, что макет СВУ не заметила, а режим автоматического обнаружения подозрительных объектов на аппаратуре не включала. Похожие показания дала ее коллега, которая добавила, что технические характеристики аппаратуры не дают возможности распознать имитатор СВУ, «так как прибор старого образца, монитор лампового типа имеет низкую контрастность».

Новосибирская транспортная прокуратура возбудила административное производство по ч. 3 ст. 11.3.1 КоАП РФ («Непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами»). Как рассказала „Ъ“ ее официальный представитель Евгения Жбирь, материалы надзорное ведомство направило в управление госавианадзора, которое оштрафовало аэропорт на 10 тыс. руб. Аэропорт обратился в арбитраж, указав, что постановление прокуратуры было вынесено на основании полученного с нарушением закона доказательства. Якобы ФСБ, указывается в заявлении аэропорта, «не вправе проверять субъект транспортной прокуратуры», а муляж бомбы не «относится к предметам, запрещенным к перевозке на борту воздушного судна». Эти доводы судья Василина Полякова отклонила.

Вчера „Ъ“ в пресс-службе аэропорта Толмачево сообщили, что вопрос об обжаловании решения арбитражного суда первой инстанции будет рассмотрен после его получения в окончательном виде. «Авиационная безопасность в аэропорту Толмачево полностью соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ, что подтверждено сертификатом Росавиации», — заявила пресс-служба аэропорта.

Константин Воронов, Новосибирск