Иранские переговоры углубились в детали
«Шестерка» перешла к обсуждению технических подробностей ядерной сделки с Тегераном
Несмотря на истечение срока подписания политического соглашения по иранской ядерной программе, представители «шестерки» и Тегерана весь день продолжали переговоры в Лозанне. При этом иранская сторона объявила, что уже началась работа над техническими приложениями к финальному соглашению, которое должно быть готово к 30 июня. Этот этап может стать едва ли не самым сложным за все время переговоров. Глава МИД РФ Сергей Лавров уже предупредил: «Дьявол кроется в деталях».
Восьмой день дипломатического марафона в Лозанне сопровождался противоречивыми сообщениями о ходе переговоров. Утром несколько высокопоставленных участников встреч в разговорах с журналистами выразили надежду, что политическое соглашение удастся подписать до конца дня. При этом глава МИД Франции Лоран Фабиус, например, максимально осторожно выбирал формулировки: «Прогресс есть, но его недостаточно для немедленного заключения соглашения». Участники переговоров намекали на их возможное продление еще на один день.
Заместитель главы МИД Ирана Аббас Арагчи рассказал, что стороны начали работу по «переносу договоренностей на бумагу». Он же объяснил главную причину разногласий. По словам дипломата, Тегеран по-прежнему настаивает на немедленном снятии с него «банковских, финансовых и нефтяных санкций». Запад же добивается того, чтобы отмена ограничений происходила поэтапно. Аббас Арагчи рассказал, что к среде по вопросу санкций «был достигнут прогресс», хотя ряд вопросов оставались открытыми.
В иранской делегации утром анонсировали, что надеются за день согласовать текст совместного заявления для прессы, в котором будет «отмечен достигнутый прогресс». По мнению эксперта ПИР-Центра Андрея Баклицкого, такой вариант можно считать компромиссным: «Запад всегда настаивал на двухступенчатом подходе (политическое соглашение к 31 марта, итоговый документ к 30 июня.— “Ъ”). Верховный же лидер Ирана аятолла Хаменеи ранее говорил, что Тегеран это не устраивает. Иранцы утверждали, что на бумагу соглашение должно быть положено только летом». «Формат заявления для прессы позволил бы сторонам изложить свои позиции и при этом не ставить никакие подписи,— заявил “Ъ” господин Баклицкий.— Вопрос только в том, удастся ли продать такой вариант западной публике, в первую очередь в США. Госдепартамент и президент Обама будут вынуждены всем объяснять, что речь идет именно о политическом соглашении, пусть и в такой своеобразной форме».
Тем временем Аббас Арагчи объявил, что участники переговоров уже начали готовить технические приложения к будущему всеобъемлющему соглашению. «Работа над проектами началась, уже есть рабочие документы, но приложения не будут пока опубликованы»,— сказал дипломат. Учитывая, с какими трудностями столкнулся процесс подготовки документа об общих принципах урегулирования проблемы, согласование частных вопросов может стать самым серьезным испытанием за все время переговоров между Тегераном и «шестеркой».
На это, в частности, намекнул глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, «доработка технических деталей (соглашения.— “Ъ”) потребует серьезных усилий». «Потому что, как вы знаете, дьявол в деталях»,— добавил министр. Андрей Баклицкий, впрочем, отмечает, что «количество центрифуг, будущее тяжеловодного реактора в Араке и обогатительного центра в Фордо так или иначе уже согласованы». Главное же, по словам собеседника “Ъ”, определиться, «на каком этапе мы перестаем считать друг друга врагами и начинаем сотрудничать в широком плане».
То, что переговоры в Лозанне буксуют, дало повод премьеру Израиля Биньямину Нетаньяху напомнить о своей непримиримой позиции по иранской проблеме. Он обратился к «шестерке» с призывом «настоять на более выгодной сделке, которая бы существенно сократила ядерную инфраструктуру Ирана». «Тегеран должен прекратить агрессию в регионе, терроризм по всему миру, отказаться от угроз уничтожить Израиль. Такой должна быть сделка, на которой обязаны настоять великие державы»,— заявил господин Нетаньяху. При этом вариант, который сейчас находится на столе переговоров, по словам израильского премьера, позволит Ирану сохранить ключевые объекты своей атомной промышленности с возможностью менее чем за год создать ядерное оружие.
Вскоре после своего выступления Биньямин Нетаньяху отправился на обед со спикером палаты представителей Конгресса США Джоном Бейнером — одним из лидеров Республиканской партии, обещающей сорвать ядерную сделку с Ираном, если таковая все-таки будет заключена.
Почему иранский атом находился в состоянии неопределенности
18 марта в Лозанне стартовал решающий раунд переговоров «шестерки» международных посредников и Тегерана по иранской ядерной проблеме. Новым осложняющим фактором стало письмо властям Ирана 47 американских сенаторов, пригрозивших Тегерану пересмотром будущего соглашения при новом президенте США. Читайте подробнее