Активы боевых действий
Украина может национализировать российское имущество
После официального завершения процесса конфискации активов Украины и ее граждан в Крыму Киев готовит "симметричный ответ". В Верховную раду внесен законопроект "О национализации имущества государства-агрессора и его резидентов". Юристы признают, что документ создает более серьезную правовую базу для национализации, чем та, которую применяли власти Крыма, но все равно сомневаются в его легитимности и перспективах. Источники "Ъ" в администрации президента Петра Порошенко допускают, что закон может быть и не принят. Инвесторы реальной угрозы для себя пока не ощущают. В Москве утверждают, что в ответ на принятие закона Россия заморозит все украинские активы на своей территории и потребует немедленного возврата долгов.
Текст законопроекта, разработанного депутатами от Радикальной партии, вчера опубликован на сайте Рады. Он "определяет правовые основы национализации имущества государства-агрессора и его резидентов". В январе Рада наделила статусом "страны-агрессора" Россию. Один из собеседников "Ъ" в Раде уточнил, что законопроект готовился полтора месяца. Он затрагивает и юридических, и физических лиц. Объектами национализации названо движимое и недвижимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и другие активы, принадлежащие россиянам "непосредственно или через аффилированных лиц". Список должно составить правительство по согласованию с Советом национальной безопасности и обороны, при этом каждый акт конфискации потребует отдельного закона. Национализация пройдет без компенсаций, возмещение убытков возможно лишь "по окончании агрессии".
Соавтор документа, депутат от Радикальной партии, бывший заместитель командира батальона "Азов" Игорь Мосийчук рассказал "Ъ", что это "антиолигархический законопроект" и он направлен в первую очередь против представителей российского крупного бизнеса — Константина Григоришина, Александра Бабакова, Константина Малофеева.
"Малофеев владеет уникальным предприятием Украины — Хорольским комбинатом, который выпускает детское питание. Григоришин с Бабаковым контролируют украинские облэнерго",— утверждает депутат. Также, по его словам, должны быть национализированы украинские дочерние предприятия Сбербанка, ВТБ, "Аэрофлота" и прочих компаний, имеющих отношение к РФ. "Россияне конфисковали украинское имущество в Крыму, мы ответим симметрично",— пояснил Игорь Мосийчук.
В Кремле были осведомлены о ведущихся в Раде разговорах, утверждает высокопоставленный источник "Ъ" в российских госструктурах: "В Киеве есть горячие головы, которые лоббировали эту идею, даже не понимая, насколько жесткой будет ответная реакция". Собеседник "Ъ" утверждает, что если киевские власти все-таки примут этот закон, то Россия в ответ заморозит все их активы на своей территории и потребует немедленного возврата долгов. В аппарате правительства "Ъ" сообщили, что комментарии по этой теме будет уполномочен давать МИД.
Глава юридического департамента Национальной юридической службы Юлия Галуева говорит, что законопроект внесен "с полным соответствием законам Украины", но "представляется исключительно политическим". "Опора на резолюцию ООН об определении агрессии это доказывает,— поясняет юрист.— Кроме как на Украине, Россия нигде официально агрессором признана не была". Дмитрий Матвеев, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры", считает, что в документе "налицо множественные нарушения международного права", например двустороннего договора между РФ и Украиной "О защите инвестиций" 1999 года, который "в любом случае предусматривает компенсацию". Господин Матвеев не думает, что законопроект примут в нынешнем виде, "уж слишком он демонстративен и груб". Партнер украинской VB Partners, адвокат Владимир Ващенко называет документ "популистским". По его мнению, риск существует только в отношении государственного имущества России и, возможно, госкорпораций. В то же время, добавляет юрист, по сравнению с процессом национализации в Крыму Украина "находится в определенных конституционных и законодательных рамках".
У Украины до сих пор не было специального законодательства относительно оснований и условий применения национализации, поясняет Владимир Ващенко, хотя как таковая национализация производственных фондов упоминается в ст. 10 Хозяйственного кодекса. Однако иностранные инвестиции не подлежат национализации, а органы государственной власти не имеют права реквизировать их, кроме случаев осуществления спасательных мероприятий при стихийном бедствии, авариях, эпидемиях, эпизоотиях. С этих позиций, уточняет юрист, новый закон может быть признан неконституционным.
Крупные российские банки и компании, владеющие активами на Украине (см. таблицу на сайте), в основном отказываются официально обсуждать перспективы и риски национализации. Источники "Ъ" среди банкиров не считают законопроект реальной угрозой. Ряд игроков, например Альфа-банк Украина, просто считают, что национализация их коснуться не может как "крупных украинских банков с частным международным капиталом" (100% акций принадлежат кипрской ABH Ukraine Ltd).
Производственные активы на Украине есть у "Русала" (Николаевский глиноземный завод и уже подвергшиеся атаке Киева 68% акций неработающего Запорожского алюминиевого комбината), Evraz ("Евраз — ДМЗ имени Петровского", железорудный ГОК "Евраз Сухая Балка" и коксохимический завод "Евраз Баглейкокс"), "Мечела" (Донецкий электрометаллургический завод — ДЭМЗ). Контрольный пакет украинской металлургической группы "Индустриальный союз Донбасса" принадлежит группе инвесторов во главе с бывшим акционером Evraz Александром Катуниным, которых в свое время кредитовал ВЭБ.
В основном металлурги ситуацию не комментируют. По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, "Мечел" не будет сильно расстроен перспективой национализации неработающего с 2012 года ДЭМЗа, поскольку это может считаться "форс-мажором" и, соответственно, избавит компанию от выплаты $270 млн по кредиту Альфа-банку. Evraz владеет украинскими активами через кипрскую Palmrose Ltd, а головная структура — джерсийская Evraz PLC, поэтому национализация вызвала бы международный скандал, полагает источник "Ъ", близкий к компании. В то же время собеседники "Ъ" признают, что для предотвращения подобного развития событий "идет точечная работа и в конечном итоге все будет зависеть от договоренностей конкретных людей".
Игорь Мосийчук уверяет, что за документ проголосуют все фракции Рады, кроме "Оппозиционного блока". Рассчитывает он и на поддержку Петра Порошенко: "Он (Порошенко.— "Ъ") рискует потерять Липецкую кондитерскую фабрику в России. Но придется выбирать, что важнее — страна или бизнес". "Липецкая фабрика уже заблокирована российскими силовиками. Мы это связываем как раз с появлением законопроекта",— заявил "Ъ" источник в администрации президента Украины. Другой собеседник "Ъ", также близкий к администрации главы государства, предположил, что внесенный депутатами от Радикальной партии законопроект может не пройти дальше профильного комитета. "Не вижу возможностей для принятия этого закона,— согласился собеседник "Ъ", близкий к кабинету министров Украины.— Это скорее акт устрашения".
Директор энергетических программ центра мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Валентин Землянский считает, что в случае серьезных намерений принять законопроект Киев должен был дождаться официального международного признания России агрессором, "иначе речь пойдет о нарушении прав инвесторов с исками в международных судах и выплатами компенсаций". Собеседники "Ъ" среди российских банкиров также сомневаются в перспективах документа. "Мы не думаем, что дело дойдет до его рассмотрения вообще, предложения носят слишком радикальный характер, авторы проект принадлежат к правому радикальному блоку, в то время как в Раде большинство занимает "Блок Порошенко", который настроен более осторожно и, очевидно, такую инициативу не поддержит",— поясняет один из источников "Ъ". Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко уверен, что в любом случае национализация принесет украинской экономике больше вреда, чем пользы. По мнению одного из российских финансистов, национализация чревата для Украины срывом переговоров с МВФ и требованием погашения суверенного долга перед Россией.