"Вопрос с Exxon Mobil скорее находится в плоскости политики, чем права"
Компания Exxon Mobil подала иск к России на $500 млн в Стокгольмский арбитраж. Об этом сообщили в Минэнерго. Американская компания требует изменить трактовку одного из пунктов "соглашения о разделе продукции" проекта "Сахалин-1". В нем Exxon является оператором с долей в 30%. Партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.
Другие участники консорциума: "Роснефть" с долей 20%, японская компания Sodecо-- 30% и индийская ONGC — 20% участия. В момент подписания соглашения о разделе продукции между компаниями в России действовал налог на прибыль в размере 35%. Однако в 2009 году он был снижен до 20%. Но последние шесть лет Exxon продолжала платить по старой ставке.
— Почему Exxon именно сейчас подала иск, ведь с 2009 года она заявляла, что переплату надо пересчитать?
— Дело в том, что у них истекал срок на подачу этого искового заявления 28 марта, соответственно, arbitration у них должен был быть подан задолго до этого, точно так же как и все необходимые документы, которые связаны с регистрацией иска в Стокгольмском арбитраже.
— В Минэнерго сказали, что Россия готова урегулировать спор в досудебном порядке. Как может выглядеть компромиссное соглашение?
— Такие заявления на самом деле означают лишь одно — что вопрос скорее находится в плоскости политики, чем права, но это мое персональное мнение. А каким образом это может быть урегулировано — ну, таким образом, что Exxon, например, предложит перейти на общий режим налогообложения.
— Наши согласятся на это?
— Это интересный вопрос, потому что у нас все почему-то помнят только о том, что они платят налог на прибыль по ставке 35%, но при этом забывают, что в соответствии с единственными взаимодействующими соглашениями о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" у оператора идет освобождение от всех иных налогов. Кроме того, идет полная компенсация затрат на создание инфраструктуры и объектов.
— Если все же суд будет, сколько будет рассматриваться этот иск?
— Это не очень быстрая история будет, с учетом того, что Россия будет прикладывать все усилия для того, чтобы, во-первых, затормозить, а во-вторых, чтобы показать, что обращение Exxon в Стокгольмский арбитраж не имеет под собой правовых оснований.