Щепки не долетают
На Дальнем Востоке снижается объем экспорта древесины в Китай
Экспортеры леса на Дальнем Востоке впервые за много лет отмечают снижение поставок древесины в Китай по итогам первого квартала 2015 года. По оценкам представителей отрасли, снижение связано с ситуацией на внешних рынках, поэтому повлиять на нее сложно. Эксперты полагают, что имеет смысл переориентироваться с Китая на более дорогие японский и корейский рынки, а в перспективе восстанавливать внутренний рынок переработки древесины.
По итогам первого квартала 2015 года лесная отрасль Хабаровского края впервые за несколько лет сработала на 5% ниже уровня предыдущего года. Об этом заявил „Ъ“ председатель ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко. «Ослабевший рубль помог немного продержаться, но цена на хвойную древесину упала на 30%, до $105 за кубометр, доллар дешевеет — отрасль по экономике откатилась к уровню октября 2014 года»,— отметил господин Сидоренко. Снижение цены произошло в связи с общим сокращением экономики КНР. По его мнению, если тенденция сохранится, «практически возобновится веерное банкротство лесозаготовительных предприятий».
По данным Дальневосточного таможенного управления, по итогам первых двух месяцев древесина и целлюлозно-бумажные изделия в структуре экспорта составили 3,7% с сокращением по сравнению с тем же периодом прошлого года на 16,7%. При этом объем всего экспорта Дальнего Востока в Китай, на который приходится 17% совокупной стоимости экспортной продукции, также сократился на 13,9%. По данным Хабаровской таможни, в Китай с начала года по состоянию на 30 марта было отгружено 555,9 тыс. кубометров стоимостью $52,2 млн. Для сравнения, за весь 2014 год регион отправил в КНР 3271,7 тыс. кубометров стоимостью $ 332,3 млн. По данным информационно-торговой системы Lesprom Network, Китай в 2014 году закупил 52% всей российской экспортной древесины, увеличив свою долю на 4% по сравнению с 2013 годом. При этом, по оценке Александра Сидоренко, доля российской древесины в структуре импорта Китая занимает не более 25%.
Александр Сидоренко оценивает перспективы для лесной отрасли Дальнего Востока как «плохие» в связи с высокой пошлиной и продолжающейся утерей рынка сбыта. Он рассчитывает на отмену или снижение экспортной пошлины, возможность которых сейчас изучает общественное правительство. «Надеемся, к ноябрю они доложат о результате исследования лесной отрасли председателю правительства РФ, а в декабре-январе будет принято решение»,— отметил господин Сидоренко. Генеральный директор Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса Павел Корчагин считает, что ослабление рубля лишь немного поддержало экспортеров российского леса, а возможное снижение пошлины тоже станет временной мерой. «Для экспортеров важно все, что связано с внешними рынками. Если, например, политика Китая резко изменится и там вдруг решат массово строить деревянные дома, для нас это будет очень хорошо. Но у нас нет позитивных ожиданий»,— пояснил господин Корчагин. При этом, по его словам, внутренний рынок также не может принять всю дальневосточную древесину.
Директор ДальНИИ рынка Вадим Заусаев отмечает, что за последние несколько лет лесная отрасль «потеряла японский рынок и замкнулась на китайском, хотя цены на древесину в Китае всегда были существенно ниже, чем в Японии». «Думаю, в 2015-16 годы мы увидим дальнейшее снижение цен и объемов поставок древесины. Для изменения ситуации необходимо расширение поставок на японский и корейский рынки, которые сегодня заняли Новая Зеландия и Чили. Но я каких-либо подвижек в этом направлении не вижу»,— отметил Вадим Заусаев. Эксперт напомнил, что раньше 60% всей заготовленной древесины на Дальнем Востоке шло на внутренний рынок, еще 30% на экспорт и 10% — в среднеазиатские республики. «При этом объемы заготовок были в 2-3 раза больше нынешних. Пока не будет восстановлен внутренний рынок, мы будем находиться всецело под влиянием внешнеэкономической конъюнктуры. Речь идет о развитии малоэтажного домостроения, производства мебели и других направлений»,— заключил Вадим Заусаев.